DVOREC.RU
Портал досуга и развлечений

dvorec.ru »





     ПАРАД СТАТЕЙ
     Между нами, девочками
     Мужской разговор
     Любовь и отношения
     Психология
     Секс-новости
     Здоровый образ жизни
     Спортзал
     Дом и семья, дети
     Говорят, что...
     Школа жизни, советы
     Бизнес, карьера, деньги
     Виртуал, Hi-Tech
     Каламбур, ералаш
     Вокруг света
     Братья наши меньшие
     Непознанное
     Авто мир
     ПОЗНАЙ СЕБЯ
     Гороскоп на сегодня
     Знаки Зодиака
     Китайский гороскоп
     Книга Перемен
     Тайна имени
     Толкователь снов
     Книга чисел
     Тесты
     Фэн-Шуй
     Астрология
     Хиромантия
     Другие гороскопы
     КУЛЬТУРА и ИСКУССТВО
     Культура, искусство, истор.
     Видео, кино
     Искусство татуировки
     Неоднозначная реклама
     Объемные рисунки
     Занятные статуи мира
     Другие фотогалереи
     Фотоподборки
     ДОМОВОДСТВО
     Приятного аппетита
     Хозяйке на заметку
     Обустройство, ремонт, уют
     6 соток, дача, сад
     Растения
     Наши домашние животные
     СМЕХ ДА И ТОЛЬКО
     Анекдоты
     Афоризмы
     Веселые четверостишья
     SMS-сообщения
     Истории
     Стихи
     Фото приколы, курьезы
     А знаете ли вы, что...
     Юморительное чтиво
     ДАВАЙ УСТРОИМ ПРАЗДНИК
     Открытки
     Поздравления
     Пожелания
     Тосты
     Розыгрыши
     Фокусы


Культура, искусство, история

<< Предыдущая статья | В начало | Следующая статья >>



Как Фернан Магеллан шел к своей славе?


Как Фернан Магеллан шел к своей славе?

Начало пути

Что надо сделать, чтобы тебя признали великим и твое имя навсегда вошло в историю человечества? Великий мореплаватель XVI столетия Фернан Магеллан всей своей жизнью показал этот тяжелый и смертельно опасный путь.

Шел XV век. Рост населения ведущих европейских стран сопровождался быстрым развитием ремесла и торговли. Возникла потребность в международной торговле, причем в основном со странами Востока, ведь именно оттуда в Европу тоненьким ручейком поступали пряности и предметы роскоши китайского и арабского производства.

Истощение известных и доступных для европейцев месторождений золота и серебра ставило под угрозу возможности чеканки денег и требовало доступа к новым рынкам драгоценных металлов.

Открытию новых морских путей на Восток способствовало появление нового парусного судна – каравеллы, предназначенного для длительных морских путешествий. По сравнению со старыми судами каравеллы обладали несомненными преимуществами – компактность корабля, управляемого небольшим экипажем, дополнялась вместительным трюмом и отличной маневренностью. Оснащение кораблей пушками, а команды – огнестрельным оружием, способствовало безопасности дальних плаваний. К тому же сильно продвинулись вперед картография и навигация.

Все шло к тому, что будет сделан решительный прорыв в расширении известного для Европы обитаемого мира. На тот момент ведущей морской державой в Европе была Португалия, поэтому не удивительно, что именно на долю ее мореплавателей пришлись первые из череды Великих географических открытий.

В 1488 году Бартоломеу Диашу удалось совершить грандиозный прорыв, обогнув самый южный мыс Африки, который он назвал «мысом штормов», и впервые в истории попав в Индийский океан из Атлантического. Теперь этот мыс известен как мыс Доброй Надежды.

В том году маленькому Фернану Магеллану исполнилось 8 лет. О его раннем детстве известно немногое. Ясно одно, что он был из знатной португальской семьи, поскольку в молодости был пажом у королевы, жены Жуана II.

Португальские моряки творили настоящие чудеса. Васко да Гаме удалось в 1498 году добраться до берегов Индии. С этого момента эскадра за эскадрой королевства устремлялись на восток, обогащая и государство, и лично короля, который выступал в качестве своеобразного спонсора. Кораблей в море оказалось так много, что стало не хватать грамотных, обученных моряков. Дело дошло до того, что для облегчения ориентирования рулевых, не знающих где лево, где право, к правому борту судна привязывали чеснок, а к левому лук, и только таким образом капитан со шкипером могли руководить. Так что «сено-солома» – это не совсем русское изобретение.

В 1505 году впервые в отчетах о плаваниях португальцев появилось упоминание о Фернане Магеллане. Он был сверхштатным воином на одном из кораблей эскадры, в задачу которой входил захват Кильвы и Момбасы (ныне крупных портов в Танзании и Кении), которые были необходимы в качестве промежуточных пунктов на пути в Индию, а затем создание небольшого форпоста в Каннануре (Индия). Именно там в битве с индийским флотом и отличился Фернан Магеллан, чем заслужил свое упоминание в донесении монарху Португалии.

После этого имя Магеллана стало упоминаться все чаще и чаще. В 1506 году он снова в Индии и снова участвует в сражениях, на этот раз португальская армада прибыла подавить волнения местного населения. А вот он уже на острове Мозамбик, где в 1506 году участвует в захвате острова, и вскоре снова в Индии, где его дважды ранят. Почти сразу же он участвует в битве при Диу (небольшой опорный пункт португальцев в Индии), где корабль, на котором он находится, прорвался сквозь строй противника и взял на абордаж флагманский вражеский корабль, обеспечив, таким образом, победу.

Для полного контроля над Индией возникла необходимость овладеть южной оконечностью Индокитая, полуостровом Малакка. На одном из пяти кораблей португальской эскадры плывут туда Магеллан и его друг Серран.

11 сентября 1509 года португальская эскадра безо всяких проблем вошла в Малакку. Заключенный первоначально торговый договор с арабами, контролировавшими всю торговлю в регионе, через несколько недель был разорван нападением арабов на европейцев. Нападение было совершенно неожиданным, оно произошло тогда, когда большая часть команд европейцев находилась на берегу. Там же оказались и почти все шлюпки. В этот момент на корабли прибыло якобы для досмотра множество малайцев.

Капитан корабля, на котором находился Магеллан, почуял неладное и направил Фернана на флагманский корабль с предупреждением о возможном нападении. Адмирал Сикейра успел принять необходимые меры, и когда прозвучал сигнал о начале нападения, португальцы быстро сбросили врагов со всех судов и, обрубив якоря, отбили нападение подходящей вражеской флотилии. Правда, почти все португальские моряки, находившиеся на берегу, погибли, за исключением нескольких человек, которые спаслись благодаря все тому же Магеллану. Фернан подплыл к берегу на чуть ли не единственной имевшейся в распоряжении португальцев шлюпке и забрал тех, кто смог пробиться к берегу. В их числе оказался и Серран.

Так завершился обычный пятилетний срок пребывания Магеллана в Индии, и он, сняв погоны, ближайшей эскадрой отправился домой. Однако приключения на этом не закончились. Когда флотилия проходила мимо Лаккадивских островов, расположенных недалеко от Мальдивского архипелага, два корабля, на одном из которых находился и Магеллан, потерпели крушение. Командам удалось спастись на небольшом островке. Здесь спасшимся пришлось разделиться. Часть отправилась за помощью, а остальным было уготовано судьбой ждать эту помощь. Случилось так, что на острове из офицеров остался один лишь Магеллан, все остальные уплыли. Простые матросы, оставшиеся без начальства, подняли бунт, они опасались, что их просто покинули и никто спасать не будет. Магеллану удалось успокоить команду, что говорит о его несомненном авторитете.

Прошло десять дней, их спасли, но им пришлось вернуться в Индию, где Магеллан, как уволенный с воинской службы, вынужден был заняться коммерцией. Заработав там солидные по тем временам деньги, он в 1510 году ссудил 200 крузаду одному из торговцев. Тогда это были очень большие деньги, но их ему не вернули, он был вынужден обратиться в суд и лишь через 6 лет получил всю сумму назад.

В это время возникла необходимость в пополнении военной эскадры дополнительными судами, необходимыми для захвата Гоа. Вице-король Индии Альбукерке собирает совет из 16 наиболее авторитетных португальцев, находящихся в тот момент в Индии. В их число входит и Магеллан.

 


Капитан Магеллан

21 октября 1520 года корабли Магеллана вошли в узкий пролив, уходящий вглубь Южной Америки. С южной стороны в темноте сверкали отблески огня. Магеллан, решивший, что это вулканы, назвал эту землю Огненной. Корабли продолжили путь и 28 ноября 1520 года вышли в океан, названный Магелланом Тихим. Это был первый проход корабля из Атлантического океана в Тихий. Так были совершены первые географические открытия Магеллана.

За короткое время из солдата Фернан Магеллан стал не просто капитаном, он превратился в человека, с мнением которого стали считаться. Вопрос, вынесенный на совещание – о целесообразности использования для пополнения эскадры торговых судов, был решен отрицательно. Известно, что Магеллан тоже протестовал против этой идеи, поскольку можно было пропустить муссон и тогда торговые суда могли бы надолго застрять в Индии.

Военным кораблям успешно удалась операция, и в 1511 году Магеллан принимает участие в походе 19 кораблей королевства на Малакку. Город был захвачен, и Магеллан отправляется домой. В июле 1512 года он уже в Лиссабоне, где ему назначается пенсия, причем самая маленькая из возможных, всего в 1000 реалов, которых не хватало на достойную жизнь.

Магеллану пришлось снова надеть военную форму. В 1514 году в одном из боев под марокканским городом Аземмур он был ранен в ногу, после чего хромал всю оставшуюся жизнь, в другом под ним застрелили лошадь. Хромающему, да еще и потерявшему лошадь офицеру поручили охранять отбитый у мавров скот, но вскоре обвинили в том, что он тайно продал бывшим хозяевам часть стада. 

Оскорбленный Магеллан покинул без разрешения расположение части и отправился в Лиссабон, но аудиенции у короля добиться не смог. Мало того, монарха возмутило поведение Магеллана, и тот был вынужден вернуться в Марокко. К тому времени вора поймали, все обвинения с Фернана сняли, но он подал в отставку и вернулся домой.

По-видимому, именно тогда у Магеллана возникла мысль о путешествии, которое его прославит. Америка была уже открыта, но почти не исследована. Фернан изучает карты, беседует с опытными мореплавателями и астрономами. Вскоре он окончательно уверился, что существует проход через материк, который сократит расстояние до Индии и «островов пряностей» во много раз, и начал действовать. Король Португалии Мануэль I, у которого Фернан просит дать ему возможность вернуться во флот и отправиться в путешествие, отвечает отказом, но не возражает, если такую возможность предоставят Магеллану другие владыки. Будущему великому мореплавателю пришлось перебраться в Севилью.

Хуана де Аранда, из Севильской палаты контрактов, занимающейся организацией экспедиций, за 1/8 от возможной прибыли от путешествия организовал встречу Магеллана с королем Испании. Впоследствии де Аранду оттеснили от участия в разделе прибылей, и 22 марта 1518 года был заключен новый договор между Магелланом и его компаньоном астрономом Фалеру – с одной стороны, и королем Испании Карлом I – с другой, согласно которому оба мореплавателя могли получить 1/5 часть чистых доходов от плавания, права наместничества на открытых территориях, 1/20 часть от прибылей, получаемых на новых землях, и право на два острова, если таковых будет открыто не менее 6. Получив добро, Фернан приступает к подготовке экспедиции.

20 сентября 1519 года эскадра в пять кораблей с 265 членами экипажей на бортах, возглавляемая флагманом «Тринидадом» с Магелланом на капитанском мостике, покинула испанский порт, расположенный на берегу Атлантического океана, и направилась в сторону Нового Света. При пересечении океана за счет использования разработанной Магелланом системы оповещения корабли флотилии ни одного раза не потеряли друг друга из вида.

Два месяца потребовалось флотилии, чтобы достичь берегов Бразилии, и еще один – широкого водоема, который окажется рекой Ла Платой. Невысокая скорость передвижения у берегов Южной Америки вызвана тщательностью обследования любого залива, глубоко вдающегося в сушу. Немало времени ушло и на обследование Ла Платы, прежде чем Магеллан не убедился, что это не пролив, а устье гигантской реки. Эскадра медленно двигалась к югу, тщательно исследуя берег. Во время одной из стоянок моряки первые из европейцев увидели пингвинов. Мореплаватели решили, что это аборигены, и продолжали в это верить до тех пор, пока во время зимовки не встретились с людьми, населяющими Огненную Землю. Позднее открытый в экспедиции вид пингвинов получил название «магеллановый».

Приближалась зима, и 31 марта 1520 года флотилии пришлось встать на зимовку в бухте, получившей название в честь Святого Юлиана. Ныне это провинция Санта-Круз в Аргентине.

К маю море немного успокоилось, и путешественники решились на активные действия. Магеллан послал в южном направлении небольшой корабль «Сантьяго», но тот потерпел кораблекрушение и погиб. Команде, за исключением одного человека, удалось спастись и направиться по берегу в сторону остальной эскадры. Несколько недель прошло, прежде чем им удалось объединиться. Потеря была очень тяжелой, и дело даже не только в гибели судна, специально построенного для проведения разведки, пропала значительная часть продовольствия, которое находилось в трюме «Сантьяго». Пришлось продолжить зимовку, соблюдая режим строжайшей экономии.

Пока корабли стояли в бухте, к ним приблизились аборигены. Это были люди очень высокого роста, которые для утепления обматывали ноги сеном. Мореплаватели прозвали их патагонцами, то есть людьми большеногими, или рожденными с лапами. Страна по аналогии получила название Патагония. Исполняя волю короля – доставить в Испанию представителей всех встреченных на пути народов, путешественникам удалось захватить двух индейцев, но ни одному не удалось дожить до возвращения в Европу. 

Наконец зима закончилась, и корабли тронулись в путь. 21 октября 1520 года, то есть через год после начала плавания, перед путешественниками показался узкий пролив, уходящий вглубь материка. С южной стороны ночами моряки часто наблюдали отблески огня. Решив, что это последствия вулканической деятельности, Магеллан назвал эту землю Огненной. Посланные на разведку два корабля вскоре вернулись с вестью о возможности сквозного прохода через континент. Магеллан решил рискнуть, и флотилия отправляется в путь.

Через 38 дней перед мореплавателями расстилался спокойный безбрежный океан. 28 ноября 1520 года навсегда вошло в мировую историю как дата окончания первого прохода корабля из Атлантического океана в Тихий.

Пролив был назван Магелланом в честь праздника Всех Святых, но был впоследствии переименован королем Испании и с тех пор по праву носит имя своего первопроходца – Магеллана. Океан, который встретил мореплавателей, выбравшихся из круговерти пролива, полным штилем с прекрасной погодой, был назван Магелланом Тихим.


Кругосветное плавание и его итоги

Сквозной проход через материк пройден, но Магеллан не успокоился. Вернуться означало отдать все то, что он открыл, в чужие руки, взамен не получив ничего. Он решил во чтобы то ни стало дойти до «островов пряностей». И дошел. Но именно там его ждала смерть. Он погиб в битве с аборигенами, переоценив свои силы. Во время плавания он совершил столько открытий, что хватило бы на множество людей.

Историки утверждают, что много лет Фернан Магеллан был единственным капитаном, прошедшим из Атлантики в Тихий океан без потерь. Это так, если не считать, что в пути исчез один из кораблей – «Сан-Антонио». Убедившись, что ожидание бессмысленно, Магеллан продолжил путь. Ему так и не довелось узнать, что случилось с пропавшим судном, и только те, кому посчастливилось вернуться в Испанию, разобрались в этой истории и поставили в ней точку.

Часть испанцев-капитанов кораблей, входящих в эскадру Магеллана, пыталась провести переворот и свергнуть ненавистного португальца. Маршрут, разработанный им, хранился в строгой тайне, но было ясно, что всех ожидают впереди деньги и слава. Осторожный Магеллан сумел предотвратить несколько попыток мятежа. Одна из них закончилась казнью руководителя заговора и высадкой на берег его ближайших помощников. Капитанами на всех судах были назначены сторонники Магеллана.

Казалось бы, всё – опасности позади. Однако при прохождении пролива эскадра наткнулась на развилку, и Магеллан решил направить два судна – «Консепсьон» и «Сан-Антонио» – на разведку. «Консепсьон» вернулся с сообщением, что дальше пути нет, а «Сан-Антонио» пропал.

На корабле произошел переворот, кормчий «Сан-Антонио» Эстебан Гомеш, португалец, переехавший, как и Магеллан, в Испанию, поднял мятеж, заковал в цепи капитана Мишкиту, развернул корабль и отправился в Испанию. Там он обвинил Магеллана в измене, но осторожный монарх, подозревая дезертирство, на всякий случай посадил в тюрьму всю команду, которую выпустили лишь после возвращения основной экспедиции на родину, то есть через долгих три года.

Любопытна судьба Гомеша. После того как его выпустили из тюрьмы, король поручил ему… найти другой проход через американский континент, на этот раз северо-западный. В сентябре 1524 года он отплыл к восточному побережью Северной Америки. Тяжелые льды не позволили Гомешу пробиться на запад, но в течение нескольких лет он разведал и нанес на карты огромный кусок восточного побережья Северной Америки. Таким образом, он тоже внес свой вклад в историю Великих географических открытий.

Возникает два вопроса. Первый: что побудило Гомеша дезертировать? И второй: почему король Испании доверил ему еще один корабль для дальнейших плаваний?

Когда стало ясно, что пролив найден, Магеллан созвал офицеров на совещание, где Гомеш заявил, что цель плавания достигнута и продолжение путешествия гибельно для всех, так как продовольствия почти не осталось. Он предложил вернуться в Испанию, доложить о сделанных открытиях, починить суда, пополнить команду и вновь отправиться в плавание. Магеллан отверг его предложение, но Гомеш решил вернуться один, выставив Магеллана предателем, а себя героем. Номер не прошел. Ну, а мотивы короля тоже очевидны. Не хватало опытных мореходов, так как шло освоение и колонизация стран Карибского бассейна. Гомеш же проявил себя как опытный капитан, вернулся в Испанию, хотя мог пойти в Лиссабон и там задорого продать эту историю.

Вернемся к плаванию Магеллана. Выйдя из пролива, поредевшая флотилия в течение 4-х месяцев пересекала Тихий океан. Им повезло, ведь все это время океан был спокоен. Провизии на судах практически не осталось, моряки начали умирать от голода. Магеллан стремился достигнуть Островов Пряностей, как тогда называли Молуккские острова, но, опасаясь встречи с португальцами, взял севернее, в результате чего вначале открыл остров Гуам из группы Марианских островов, где путешественники немного отъелись, а затем Филиппинские острова, которые Магеллан назвал Островами Святого Лазаря. Опасаясь стычек с аборигенами, мореплаватели нашли необитаемый остров Хомонхом и устроили там лазарет. На свежих воде и пище больные быстро набрали силы, и корабли отправились в плавание меж островов. На одном из них нашлись люди, говорящие на родном языке раба Магеллана Энрике, которого тот купил во время осады Малакки.

Таким образом, Энрике стал первым человеком, обогнувшим землю: вначале из нынешней Индонезии он плыл на запад до Пиренейского полуострова, а затем через несколько лет продолжил движение на запад, добравшись до родных мест.

7 апреля 1521 года экспедиция достигла острова Себу, это были уже вполне цивилизованные места, и моряки начали торговать, выменивая стеклянные бусы и железные ножи на изделия из серебра и золота. Магеллан крестил владыку острова и все его семейство, пообещав, что приведет в его подчинение население соседних островов. Один из вождей воспротивился предложению Магеллана перейти под власть острова Себу, и командор применил военную силу. 27 апреля 1521 года в сражении Магеллан был убит. Обращенный в христианство владыка острова Себу пригласил к себе на пир офицеров команды, там на них предательски напали, убив несколько десятков человек. Кораблям пришлось спешно отплыть и направиться в сторону Молуккского архипелага.

После целой череды приключений на родину вернулся единственный корабль с символичным названием «Виктория» под командованием Хуана Элькано. Так была завершена уникальная в истории мирового мореходства экспедиция. Фернан Магеллан, хотя он и не смог завершить плавание, вошел в историю как первый человек, обошедший вокруг земного шара. Ведь он побывал на Малайском архипелаге, вначале доплыв туда из Европы через Индийский океан, а затем – через Тихий и Атлантический океаны.

Не хватит пальцев на руках, чтобы перечислить открытия, сделанные в течение нескольких лет Фернаном Магелланом. Вот основные:

– представлено практическое свидетельство шарообразности Земли;
– доказано наличие единого Мирового океана;
– установлено истинное соотношение между сушей и водами морей и океанов, показаны реальные размеры Земли; 
– открыт парадокс изменения времени при путешествиях вдоль параллелей, что стало основанием для введения системы часовых поясов и линии перемены дат;
– открыто все побережье Южной Америки к югу от Ла Платы;
– впервые была обогнута Америка с юга;
– открыта Патагонская Кордильера;
– найден пролив, соединяющий Атлантический и Тихий океаны, носящий его имя;
– открыт архипелаг Огненная Земля;
– впервые пересечен Тихий океан;
– открыты Марианские острова;
– открыты Филиппины; 
– открыто семейство нелетающих морских птиц – пингвинов.

Автор: Bлaдимиp Жecткoв
Просмотров страницы: 294


Теги: мореплаватель, биографии, история,



Подпишитесь на анонсы статей






<< Предыдущая статья | В начало | Вверх | Следующая статья >>








Лента новостей
03:00   Девушка повстречалась с парнем три года и была обескуражена его фетишем

02:43   США опровергли информацию о повреждении кораблей в результате атаки хуситов

02:37   Российский посол пообещал сжечь поставленное Киеву оружие

02:11   В МИД объяснили причину наложения вето на проект резолюции об оружии в космосе

02:00   Мужчина пожаловался на свой огромный пенис и отказался его уменьшать

02:00   Девушка рассказала о странном поведении любовника и получила категоричный совет

01:59   Стало известно о нападении хуситов на американский эсминец

01:58   США заявили о разработке Россией способного нести ядерный заряд спутника

01:54   Во Франции сочли безумием выделение новой европейской помощи Украине

01:52   В МИД объяснили недопуск россиян на рейсы в Мексику давлением США

Все новости

Гороскоп на сегодня

Зодиакальный гороскоп на сегодня 25.04.2024



Тематические фотоподборки

Попрыгуньи на постелях

Модель становится прозрачной и сливается с пейзажем

Компакт-кар. Немцы устроили фотосессию игрушечному Opel Adam
| Другие фотоподборки |







| Блог портала | Администратор | Подписка на рассылки | Карта портала | Вверх страницы |