DVOREC.RU
Портал досуга и развлечений

dvorec.ru »





     ПАРАД СТАТЕЙ
     Между нами, девочками
     Мужской разговор
     Любовь и отношения
     Психология
     Секс-новости
     Здоровый образ жизни
     Спортзал
     Дом и семья, дети
     Говорят, что...
     Школа жизни, советы
     Бизнес, карьера, деньги
     Виртуал, Hi-Tech
     Каламбур, ералаш
     Вокруг света
     Братья наши меньшие
     Непознанное
     Авто мир
     ПОЗНАЙ СЕБЯ
     Гороскоп на сегодня
     Знаки Зодиака
     Китайский гороскоп
     Книга Перемен
     Тайна имени
     Толкователь снов
     Книга чисел
     Тесты
     Фэн-Шуй
     Астрология
     Хиромантия
     Другие гороскопы
     КУЛЬТУРА и ИСКУССТВО
     Культура, искусство, истор.
     Видео, кино
     Искусство татуировки
     Неоднозначная реклама
     Объемные рисунки
     Занятные статуи мира
     Другие фотогалереи
     Фотоподборки
     ДОМОВОДСТВО
     Приятного аппетита
     Хозяйке на заметку
     Обустройство, ремонт, уют
     6 соток, дача, сад
     Растения
     Наши домашние животные
     СМЕХ ДА И ТОЛЬКО
     Анекдоты
     Афоризмы
     Веселые четверостишья
     SMS-сообщения
     Истории
     Стихи
     Фото приколы, курьезы
     А знаете ли вы, что...
     Юморительное чтиво
     ДАВАЙ УСТРОИМ ПРАЗДНИК
     Открытки
     Поздравления
     Пожелания
     Тосты
     Розыгрыши
     Фокусы


Культура, искусство, история

<< Предыдущая статья | В начало | Следующая статья >>



Как затонувший галеон стал главным экспонатом музея? Трагедия и величие королевского корабля «Васа».


Как затонувший галеон стал главным экспонатом музея? Трагедия и величие королевского корабля «Васа».

10 августа 1628 года. Этот теплый и ясный воскресный день обещал быть особенным для Стокгольма – ведь в свое первое плаванье готовился отправиться королевский галеон «Васа». Но произошло непредвиденное...

Внезапный порыв ветра в один миг опрокинул гигантское четырехпалубное судно на бок. Корабль пошел ко дну стремительно, унося вместе с собой жизни пятидесяти человек из ста пятидесяти, находившихся в тот момент на борту.

Трагедия «Васы»

Корабельные катастрофы в Швеции тех времен были отнюдь не редкостью, ведь на протяжении 1620-х годов затонуло более пятнадцати крупных и мощных боевых кораблей. Однако знаменитым стал только «Васа».

Строительство «Васы» велось прямо на верфи, расположенной в центральной части Стокгольма. Как только все работы были завершены, судно было перемещено к причалу, соседствующему с дворцом короля. До грандиозного отплытия оставалось совсем недолго – нужно было лишь загрузить на галеон пушки, необходимое количество пушечных ядер и балласт.

Планы самого первого плавания «Васы» были грандиозными. Перед оправлением в боевой поход галеону предстояло совершить прохождение среди великолепных шхер Стокгольма и торжественно взять на свой борт три сотни солдат.

Этот воскресный день был настоящим праздником для жителей Стокгольма, поэтому на борту «Васы» находились жены и дети членов экипажа, которые пришли проводить своих героев.

Из-за неблагоприятного ветра галеон пришлось тянуть при помощи якорей первые несколько сотен метров. Затем, по приказу капитана Ханссона, были подняты фок, фок-марс, грот-марс и бизань.

Торжественный пушечный салют стал для «Васы» последним. Галеон, перекинутый разбушевавшимся ветром на бок, моментально был наполнен водой через пушечные порты и… с поднятыми флагами и парусами начал медленно идти ко дну.

Предыстория

Галеон «Васа» приобрел славу еще до того, как был впервые спущен на воду.

Король Швеции Густав II Адольф утверждал, что процветание королевства зависит от Бога и флота. Во время Тридцатилетней войны (1618-1648 годов) с целью овладения Померанией (южным побережьем) правитель распорядился направить все силы на укрепление своего военного флота.

Густав планировал обзавестись четырьмя огромными военными кораблями. Их создание было поручено талантливому голландцу по имени Хенрик Хюбертссон, который являлся главным судостроителем королевства.

Именно галеону «Васа», получившему свое название в честь правящей королевской династии, было суждено сыграть главную роль и стать гордостью королевского флота Швеции. Строительство этого гигантского галеона было знаменательным событием, за которым внимательно наблюдала не только вся Швеция, но и послы многих иностранных государств.

Король был абсолютно уверен в том, что он сможет потрясти всех своих врагов таким кораблем, который будет сочетать в себе не только непобедимую военную мощь, но и по-королевски роскошное убранство. Поэтому для великолепной скульптурной работы в Стокгольм были приглашены все самые талантливые мастера резьбы по дереву, маляры и кузнецы из европейских стран.

«Васа» получился поистине роскошным. На корме – богатые позолоченные галереи и балконы, украшенные фигурами богов и героев мифов Древней Греции. А на форштевне красовалось огромное изображение приготовившегося к прыжку льва, также покрытое слоем позолоты.

Разумеется, в процессе строительства «Васы» главный акцент делался на выдающиеся мореходные и боевые качества, которыми до того времени не обладало ни одно судно.

Этот мощный галеон должен быть стать новейшим супероружием Швеции. Целиком изготовленный из высококачественной древесины дуба этот гигант в длину достигал 61 метра. При этом его максимальная ширина составляла 11,7 м, а осадка – 4,8 м. У корабля было четыре палубы, вторая и третья из которых являлись пушечными и были оснащены 64 пушками. Кстати, 48 пушек были 24-фунтовыми – для тех времен это огромнейшая мощность.

Голландские корабельные мастера предлагали Густаву II Адольфу несколько изменить проект корабля, поскольку центр его тяжести был предусмотрен слишком высоко. Они предлагали сократить количество орудий либо слегка расширить судно, пожертвовав его маневренностью. Но правитель Швеции оставался непреклонным перед своим решением.

Желание короля заключалось в создании совершенно нового боевого судна, которое не имело аналогов. Галеону «Васа» пророчили боевую славу, но у Бога, по всей видимости, были другие планы.


Королевский галеон «Васа», прошедший по воде всего 1300 метров, покоился на дне ровно 333 года. И наконец обрел бессмертие...

История затонувшего боевого судна, которому не было суждено принять участие ни в одном бою, удивительна.

Обнаружили его поблизости острова Бекхольмен в 1956 году, а спустя пять лет, в 1961-м – подняли наверх и поместили в отдельное здание. Почти двадцать следующих лет были посвящены проведению основательной реконструкции галеона.

К строительству нового музея, предназначавшегося для одного-единственного экспоната, приступили в 1987 году. Процесс продолжался три года. Торжественное открытие Музея «Васа» состоялось 15 июня 1990 года.

Затонувший галеон был обнаружен одним из главных специалистов по военно-морской истории Швеции XVI-XVII веков – Андерсом Франсеном. Целых пять лет он занимался изучением архивов, что позволило ему определить местонахождение боевого судна. Для успешных поисков он изготовил специальный зонд. Это принесло неплохой результат: 25 августа 1956 года данное устройство поднялось на поверхность, прихватив вместе с собой кусок сильно почерневшей древесины дуба.

Спустя несколько дней по координатам, которые указал Андерс Франсен, был отправлен водолаз по имени Пер Эдвин Фельтинг. В абсолютной темноте глубоких вод ему удалось почувствовать нечто, имеющее очень крупные размеры. Наличие пушечных портов, расположенных в два ряда, не оставляло ни малейших сомнений – находкой оказался знаменитый королевский галеон «Васа».

Теперь первостепенной задачей было поднятие четырехпалубного гиганта на поверхность.

«Спасите «Васу»!» – именно такое громкое и лаконичное название носила масштабная кампания, которая молниеносно охватила всю Швецию. Никто не оставался равнодушным: различные предприятия, крупные влиятельные фонды и обычные частные лица помогали, кто как мог, предоставляя необходимые материалы и денежные суммы. Помимо этого, спасательная компания «Нептун» абсолютно бесплатно предоставила надежные подъемные приспособления, а шведский флот – необходимые суда.

Можно представить, в какой опасной и тяжелой обстановке пришлось работать водолазам, так как затонувший корабль был окружен донными отложениями и слоями ила. Для поднятия «Васы» пришлось пробить в этих отложениях не менее шести тоннелей и пропустить через них под днищем судна, наполненного каменным балластом, мощнейшие канаты, изготовленные из самой прочной стали.

В 1959 году успешно поднятый корабль оказался между поверхностью и дном. Таким образом, можно было начать реставрационный этап. Стоит отметить, что все деревянные части галеона, благодаря характерной особенности Балтийского моря, сохранились в идеальном состоянии. Из-за того, что его воды отличаются невысокой степенью солености, оно является крайне неблагоприятным для опасного врага натуральной древесины – ракушки-точильщика. А вот корма галеона нуждалась в частичной реставрации. К тому же, предстояло установить прочные болты для скрепления деревянных деталей и надежные люки для пушечных портов.

Торжественный момент поднятия королевского галеона «Васа» на поверхность состоялся 24 апреля 1961 года и был зафиксирован многочисленными телевизионными камерами. Благодаря своей идеальной сохранности корабль поплыл сразу после того, как вода была откачана из его огромного корпуса. Отбуксировав его в док, стали проводить последующие реставрационные работы.

В каждом килограмме дубового корпуса судна содержалось полтора литра воды. Чтобы защитить древесину, корабль начали орошать раствором полимерного вещества полиэтиленгликоля. Эту обязательную процедуру проводили на протяжении целых семнадцати лет. Правда, и теперь галеон остается слишком чувствительным к воздействию света, а также колебаниям температуры и влажности – именно поэтому осматривают его в затемненном помещении. Сам музей с установленными на крыше стальными мачтами, своим внешним видом отдаленно напоминает корабль.

Один из музейных залов посвящается моменту ухода «Васы» на дно. Также огромное место в экспозиции уделяется увлекательной истории обнаружения судна и его подъема.

Огромный интерес у посетителей вызывают несколько десятков тысяч различных предметов, которые находились на борту «Васы». Среди них – предметы интерьера корабля, офицерские сундучки, настольные игры, одежда, инструменты, а также небольшой перстень из золота, являющийся единственной сохранившейся драгоценностью.

Автор: Bepoникa Бaшypинa
Просмотров страницы: 276


Теги: трагедия, швеция, интересный факт, корабль, история,



Подпишитесь на анонсы статей






<< Предыдущая статья | В начало | Вверх | Следующая статья >>








Лента новостей
19:08   Среди жертв российских военных оказалась глава населенного пункта

19:06   Связанный с ЧВК «Вагнер» канал обратился к Бастрыкину после ареста зама Шойгу

19:05   Путин назвал условие достижения успеха в бою

19:04   В России начнут производить новые китайские электромобили

19:03   Песков указал на вовлеченность США в конфликт на Украине из-за тайных поставок

19:02   Жители города Европы устроили стычки с полицией из-за борьбы с наплывом туристов

18:59   В России оценили вероятность санкций против атлетов за участие в ОИ-2024

18:59   Путин призвал поблагодарить жителей Донбасса

18:58   Эмма Стоун оправдалась за оскорбление ведущего после шутки на «Оскаре»

18:55   Путин заявил о невозможности дозвониться до главы «Магнитки» после победы в КХЛ

Все новости

Гороскоп на сегодня

Зодиакальный гороскоп на сегодня 25.04.2024



Тематические фотоподборки

Всемирный фестиваль бодиарта

Модель становится прозрачной и сливается с пейзажем

Компакт-кар. Немцы устроили фотосессию игрушечному Opel Adam
| Другие фотоподборки |







| Блог портала | Администратор | Подписка на рассылки | Карта портала | Вверх страницы |