DVOREC.RU
Портал досуга и развлечений

dvorec.ru »





     ПАРАД СТАТЕЙ
     Между нами, девочками
     Мужской разговор
     Любовь и отношения
     Психология
     Секс-новости
     Здоровый образ жизни
     Спортзал
     Дом и семья, дети
     Говорят, что...
     Школа жизни, советы
     Бизнес, карьера, деньги
     Виртуал, Hi-Tech
     Каламбур, ералаш
     Вокруг света
     Братья наши меньшие
     Непознанное
     Авто мир
     ПОЗНАЙ СЕБЯ
     Гороскоп на сегодня
     Знаки Зодиака
     Китайский гороскоп
     Книга Перемен
     Тайна имени
     Толкователь снов
     Книга чисел
     Тесты
     Фэн-Шуй
     Астрология
     Хиромантия
     Другие гороскопы
     КУЛЬТУРА и ИСКУССТВО
     Культура, искусство, истор.
     Видео, кино
     Искусство татуировки
     Неоднозначная реклама
     Объемные рисунки
     Занятные статуи мира
     Другие фотогалереи
     Фотоподборки
     ДОМОВОДСТВО
     Приятного аппетита
     Хозяйке на заметку
     Обустройство, ремонт, уют
     6 соток, дача, сад
     Растения
     Наши домашние животные
     СМЕХ ДА И ТОЛЬКО
     Анекдоты
     Афоризмы
     Веселые четверостишья
     SMS-сообщения
     Истории
     Стихи
     Фото приколы, курьезы
     А знаете ли вы, что...
     Юморительное чтиво
     ДАВАЙ УСТРОИМ ПРАЗДНИК
     Открытки
     Поздравления
     Пожелания
     Тосты
     Розыгрыши
     Фокусы


Братья наши меньшие

<< Предыдущая статья | В начало | Следующая статья >>



Тупой лох или «король леса»? Символика оленя


Тупой лох или «король леса»? Символика оленя

В разряд обидных прозвищ слово «олень» угодило совсем недавно — буквально на моих глазах. Лет мне уже немало, и я что-то не припомню, чтобы в 1980-е и даже 1990-е годы кто-то обзывал другого «оленем».

Было, конечно, прозвище «рогоносец», но это и слово другое, и употребляли его в отношении мужей, которым изменяли жёны. Сегодня же «оленем» называют любого глупого простофилю, которого раньше бы однозначно назвали «тупым бараном».

Возможно, что новое прозвище, как и многие другие словечки, попало в молодёжный сленг из преступного мира. По крайней мере, в одном из интернет-справочников уголовного жаргона указывалось, что «оленем с развесистыми рогами» иронически называют «наивного, неопытного человека, не принадлежащего к преступному миру».

А ведь буквально недавно никто не пытался уличить это животное в какой-то особой глупости (туповатый лось из мультсериала 1960-х годов «Шоу Рокки и Бульвинкля» — редкое исключение).

Более того — в прошлом символика образа оленя была предельно положительной. Он был живым воплощением красоты, грации, быстроты и — главное — благородства. Единственное, в чём оленей могли упрекнуть, так это в повышенной нервозности и пугливости.

Тертуллиан «О венце воина»:
«…Без сомнения, некоторые из них отворачиваются от Писания, собирают свои пожитки и готовятся бежать из города в город; ведь больше ничего из Евангелия они не помнят Их пасторов я тоже знаю: во время мира они — львы, а в сражении — олени».

А. С. Пушкин «Евгений Онегин»:

Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива…

А. С. Пушкин «Полтава»:

В одну телегу впрячь не можно
Коня и трепетную лань…

Впрочем, трепет мог символизировать и любовное томление.

Из песни Натальи Нурмухамедовой «Лань» (Ф. Закиров — А. Арипов):

Меж синих гор твои владенья.
Ты красота, ты загляденье,
Но что лежит на сердце тенью?
Иль ты, как я, влюбилась, Лань?

В остальном олень выглядел в «зеркале» человеческой культуры более чем достойно. Глядя на величественного самца, увенчанного короной раскидистых рогов, легко понять, почему именно его именовали «королём леса».

Ричард Джеффрис «Благородный олень» (1884):

«Нет ничего красивее самца-оленя: его рога гордо ветвятся, шерсть отливает червонным золотом, а формы и каждое движение исполнены величавой грации. Он по праву владычествует над дубравами, заросшими папоротником оврагами и вересковыми склонами. Они принадлежат ему, и он горделиво и властно ступает по их траве. …Он не просто живёт в диких дебрях, в заповедных лесах и на вересковых пустошах — он вырастает из них, как дуб вырастает из земли. Благородный олень в венце великолепных рогов — царь и господин всех живых существ, еще остающихся нам в лесах и горах Англии».

Из песни Аиды Ведищевой «Лесной олень» (Е. Крылатов — Ю. Энтин):

…Он бежал и сильные рога,
задевали тучи и облака.
И казалось, будто бы над ним
становилось небо голубым!

Вернись, лесной олень,
По моему хотению.
Умчи меня, олень,
В свою страну оленью.
Где сосны рвутся в небо,
Где быль живёт и небыль,
Умчи меня туда, лесной олень!

Подобная символика прослеживается уже в античные века, прежде всего, в мифах о греческой богине охоты — Артемиде (или её римском аналоге — Диане). Мужиков Артемида, как известно, не любила и предпочитала бродить по лесам в компании лани или разъезжать на повозке, запряжённой ланями.

Согласно одной из легенд, богиня сама превращалась в лань, чтобы избежать домогательств со стороны своих братьев — Ота и Эфиальта. Это было непросто — братья были неуязвимы как для смертных, так и для других богов. Тогда Артемида пошла на хитрость: в образе лани она так стремительно проскочила между братьями, что те, по неосторожности, закололи друг друга копьями.

Иногда богиня могла превратить в оленей других людей. Так произошло с охотником Актеоном, который случайно увидел Артемиду голой. В образе оленя он пробегал недолго — его тут же разорвали собственные собаки.

Овидий «Метаморфозы»:

…Он же бежит по местам, где сам преследовал часто,
Сам от своих же бежит прислужников! Крикнуть хотел он:
«Я Актеон! Своего признайте во мне господина!» —
Выразить мысли — нет слов. Оглашается лаяньем воздух…

Интересно, что художники и скульпторы, как правило, не изображали полное превращение Актеона. Обычно они ограничивались только рогами или оленьей головой. Некоторые же и вовсе оставляли Актеона в человеческом облике. Слева — рисунок Долона на античной вазе. 

Другое дело — любимица Артемиды, Керинейская лань, чьи золотые рога и медные копыта никак не сказывались на скорости. В этом мог убедиться Геракл, выполняющий очередное задание коварного царя Эврисфея (т. н. третий подвиг Геракла). В попытках изловить Керинейскую лань герой наматывал круги по всей Европе, вплоть до северной Гипербореи. Наконец ему таки удалось изловчиться и пригвоздить беглянку стрелой к дереву — при этом не пролив ни капли крови (стрела угодила между костью и сухожилием).

С оленем связана судьба и другого персонажа греческих мифов — юноши Кипариса. Юноша водил дружбу с самим богом Аполлоном, но, судя по всему, гораздо больше любил прекрасного златорогого оленя с острова Кеос. К сожалению, золотые рога не защитили животное от «обознатушек», и Кипарис по ошибке убил своего любимца во время охоты. После чего жизнь стала юноше не мила, и он попросил Аполлона сделать так, чтобы он мог грустить вечно. Вот бог и превратил Кипариса в одноименное вечнозелёное дерево, ветви которого древние греки использовали в похоронных обрядах…

Священными чертами оленей награждали не только в Древней Греции. Например, кельты считали, что ветвистые рога оленя напоминают деревья, а деревья у кельтов очень почитались. Поэтому олень стал символом плодородия и жизненных сил, а оленьи рога носил Цернунн — кельтский бог умирающей и возрождающейся природы.

Особое место занимал священный белый олень — всеведущий посланник богов из потустороннего мира. Убийство такого оленя обязательно влекло за собой кучу неприятных последствий.

Данную символику можно встретить и в сказке К. С. Льюиса «Лев, колдунья и платяной шкаф», где Белый Олень становится проводником, позволяющим героям вернуться из сказочной Нарнии в свой реальный мир.

В японском синтоизме роль посланников богов тоже играли олени — правда, на этот раз пятнистые. Считается, что именно на пятнистом олене спустился прямо с небес первый император Японии — Дзимму. В древней японской столице Нара находится целый олений парк, где якобы пасутся потомки того самого императорского оленя.

Что касается Будды Шакьямуни, то он лично побывал в теле златорогого оленя в одной из своих прошлых жизней. К тому же, по легенде, первую проповедь Будда читал в оленьем парке, где её слушали всего лишь пять учеников и два «любознательных» оленя. Именно этих оленей нередко изображают по бокам т. н. «Колеса Дхармы», символизирующего буддийское учение.

В Китае с оленем также связывают всё самое хорошее — крепкое здоровье, удачу, карьеру, богатство. Недаром по-китайски слово «олень» («лу») звучит так же, как и «жалование чиновника». Рядом с оленем традиционно изображают китайского бога долголетия Шоу-сина (считается, что он нашёл эликсир бессмертия) и его японского «коллегу» — Дзюродзина. Это неудивительно, учитывая, насколько популярны в восточной медицине препараты из оленьих рогов. 

Ну, а о христианской символике оленя я расскажу в следующей статье.

Продолжение следует…

Автор: Cepгeй Kypий
Просмотров страницы: 232


Теги: символика образа, олень, символика, сленг, ,



Подпишитесь на анонсы статей






<< Предыдущая статья | В начало | Вверх | Следующая статья >>








Лента новостей
13:11   Сообщение о роли ВСУ в крушении Ту-22 на Ставрополье не подтвердилось

13:07   Путин наградил дочь Гагарина орденом «За заслуги перед Отечеством»

13:06   Орбан предупредил о сползании НАТО в конфликт на Украине

13:05   На Западе заявили о невозможности ВСУ остановить российское наступление

13:05   Глава МИД России раскрыл подробности гарантий Украине на переговорах

13:05   В Госдуме объяснили слова командующего ВС Эстонии об ударах по России

13:02   Песков заявил об уточняющихся со временем нюансах проведения СВО

13:02   Расправившегося с пенсионеркой 72-летнего рецидивиста осудили

13:01   Назван крупнейший европейский поставщик вина в Россию

13:00   Аэропорт Дубая ограничил количество прибывающих рейсов

Все новости

Гороскоп на сегодня

Зодиакальный гороскоп на сегодня 19.04.2024



Тематические фотоподборки

Самый дешевый автомобиль

Модель становится прозрачной и сливается с пейзажем

Компакт-кар. Немцы устроили фотосессию игрушечному Opel Adam
| Другие фотоподборки |







| Блог портала | Администратор | Подписка на рассылки | Карта портала | Вверх страницы |