DVOREC.RU
Портал досуга и развлечений

dvorec.ru »





     ПАРАД СТАТЕЙ
     Между нами, девочками
     Мужской разговор
     Любовь и отношения
     Психология
     Секс-новости
     Здоровый образ жизни
     Спортзал
     Дом и семья, дети
     Говорят, что...
     Школа жизни, советы
     Бизнес, карьера, деньги
     Виртуал, Hi-Tech
     Каламбур, ералаш
     Вокруг света
     Братья наши меньшие
     Непознанное
     Авто мир
     ПОЗНАЙ СЕБЯ
     Гороскоп на сегодня
     Знаки Зодиака
     Китайский гороскоп
     Книга Перемен
     Тайна имени
     Толкователь снов
     Книга чисел
     Тесты
     Фэн-Шуй
     Астрология
     Хиромантия
     Другие гороскопы
     КУЛЬТУРА и ИСКУССТВО
     Культура, искусство, истор.
     Видео, кино
     Искусство татуировки
     Неоднозначная реклама
     Объемные рисунки
     Занятные статуи мира
     Другие фотогалереи
     Фотоподборки
     ДОМОВОДСТВО
     Приятного аппетита
     Хозяйке на заметку
     Обустройство, ремонт, уют
     6 соток, дача, сад
     Растения
     Наши домашние животные
     СМЕХ ДА И ТОЛЬКО
     Анекдоты
     Афоризмы
     Веселые четверостишья
     SMS-сообщения
     Истории
     Стихи
     Фото приколы, курьезы
     А знаете ли вы, что...
     Юморительное чтиво
     ДАВАЙ УСТРОИМ ПРАЗДНИК
     Открытки
     Поздравления
     Пожелания
     Тосты
     Розыгрыши
     Фокусы


Культура, искусство, история

<< Предыдущая статья | В начало | Следующая статья >>



Как пройти тысячу шагов Памяти?


Как пройти тысячу шагов Памяти?

Память. Человек не может жить только сиюминутным ускользающим мгновением. Стремясь в будущее, он бережно хранит воспоминания о минувшем. Помнит родных, друзей, отчий дом, школу. Помнит, потому что иначе не смог бы идти вперед. Но каждый человек еще и частица своего народа. Потому есть у нас и общая память – незабывающая и справедливая Память Народная.

Память Народная – это миллионы жизней, соединенных одним стремлением, мужество и отвага воинов, стойкость и вера матерей, радость побед и печаль поражений. Память Народная – это Куликово поле и поле Бородинское, где произошли всенародные сражения за Землю Русскую. Мы чтим их как святыню.

Память Народная – это древний курган над Волгой, где сооружен мемориал героям Сталинградской битвы. В дождь ли, в снег ли, июльским раскаленным полднем, осенним сумрачным вечером нескончаемо идут сюда люди. Чтобы пройти по тысяче ступеней к вершине кургана. Вот так – шаг за шагом. По долгой дороге вдоль сурового строя тополей, по ступеням медленной лестницы и снова по дороге вдоль тополей. Подойти и склонить голову перед несгибаемым, не пробиваемым ни пулями, ни снарядами «Стоящим насмерть». И опять вперед, вдоль стен-руин и слушать эхо канонады давних боев, и содрогаться от воя бесчисленных снарядов в репродукторах.

В Зале воинской славы увидеть, вобрать в себя все семь тысяч имен бойцов, сражавшихся на Мамаевом кургане и оставшихся здесь навечно с июля 1942 по январь 1943 года. Семь тысяч и не счесть безымянных. И дальше идти по тем же размеренным ступеням и надолго остановиться перед «Скорбящей Матерью», думая о вечном подвиге всех матерей – ждать, надеяться, верить, оплакивать невозвратную потерю.

На вершину кургана ведет каменистая тропа. В дни Сталинградской битвы сюда добирались лишь самые отважные. Ни деревца, ни кустика, ни камня – одна развороченная, вздыбленная земля. Даже не земля, а опаленное железо, исковерканная сталь, превращенные временем и руками живущих в надгробные плиты с высеченными на них именами: Героя Советского Союза старшины Смирнова Павла Михайловича, морского пехотинца Паникахи Михаила Аверьяновича и многих других.

Вместе с последним поклоном положить на плиты красные гвоздики, огненные маки или заиндевелую ветку сосны. Оглянуться на пройденную дорогу и вдруг понять, что между тобой, шагнувшим к подножию кургана, и теперешним тобой, стоящим на вершине, разница неизмеримая. Непростые чувства переживает здесь человек: вместе с печалью приходит в сердце отвага, прикосновение к истории заставляет ощутить связь с Родиной. Символическая фигура Матери-Родины, стремительной, готовой защитить, повести в бой, венчает вершину кургана.

Отсюда виден весь город, на многие десятки километров растянувшийся вдоль Волги. Не тот город, что был до 17 июля 1942 г. За 7 месяцев битвы от Сталинграда остались лишь разрушенные и опаленные стены, безжизненные, исковерканные ветлы, чудом сохранившиеся над крутым волжским берегом. Перед нами новый город – светлый, красивый, спокойный. Вот так, один за другим, прошли по этим ступеням, по гранитным плитам Шестьдесят Миллионов Человек. И всем памятник-ансамбль понятен и дорог.

Создание мемориала было непростым делом. Чтобы только подготовить поверхность кургана к началу строительства, 10 лет перебирали землю, освобождая ее от осколков, пуль, снарядов и на каждом метре находили до 2 тыс. металлических частиц. Немало было и затаившихся мин и бомб. Но все это было позже, а сначала был замысел художника, его энергия и воля, мастерство и уверенность.

У Евгения Викторовича Вучетича завидная и счастливая судьба. Все, что ни задумывал, он исполнял. Захотел стать скульптором – и стал им, пройдя требовательную школу Ленинградской Академии художеств. В первые дни Великой Отечественной войны посчитал себя обязанным идти на фронт. Пережил все, что переживает солдат, не поддался ни ранам, ни увечьям, ни страшной контузии. А потом решил свои знания и свою память о войне отдать на службу народу и стал скульптором-монументалистом.

Готовясь к будущим работам, Евгений Викторович рисовал, лепил из глины, высекал из гранит фигуры и головы солдат, работниц, детей, генералов, ученых. Образы их становились затем основой монументальных композиций. Непросто создать и одну скульптуру – пластичную, выразительную, занимающую свое место в пространстве так же точно, как ядро в скорлупе ореха. А в ансамбле может быть 5, 10, 20 фигур, соединенных одной темой, одним замыслом. Их нужно распределить так, чтобы они не только не мешали, но, наоборот, помогали – подчеркивали и оттеняли друг друга.

Памятник героям Сталинградской битвы – очень сложное единство многофигурных композиций, декоративных стен, здания Зала воинской славы, каскадов лестниц, зеркальной глади водоема, пирамидальных тополей, выстроившихся как в почетном карауле, плакучих ив и трех больших фигур – «Стоящего насмерть», «Скорбящей Матери» и «Матери-Родины». Три основных композиционных узла связывают ансамбль в единое целое и очень точно ведут зрителя от состояния горечи потери, сопереживания скорби матери к победному порыву женщины с мечом.

В Москве, а районе Тимирязевского парка, среди деревьев небольшого сада светлели бетонные отливки скульптур. А в глубине – светлел дом, словно бы отлитый вместе с ними. Главное место в нем занимала мастерская. По весне в саду пахло сладкими кленовыми листьями и терпкой зеленью травы. А в мастерской – сырой глиной, свежеструганным деревом подставок для лепки, сухим и острым запахом мраморной крошки. И еще – тайной, потому что, помимо стоящих открыто гипсовых фигур, бюстов, композиций из мрамора, барельефов из пластилина, фризов, было еще тщательно закутанное в мокрые полотенца, не ведомое никому до поры до времени не показываемое – будущее.

В этих стенах и рождались первые замыслы мемориальных ансамблей, которые по праву считаются художественно-монументальной историей Великой Отечественной войны.

Первый мемориал Вучетича был открыт в 1949 г. Советский воин-освободитель с немецкой девочкой на руках и скорбные фигуры сидящих солдат. Позы бойцов, их собранная суровость гармонично сочетаются с центральной группой.

Вместе с тем автор подчеркнул разные оттенки состояния своих героев. Стоящий солдат только что вышел из схватки с врагом – он был беспощаден. Но рука, сжимающая карающий меч, опущена, ожесточившиеся в бою черты лица смягчены. Потому что другая рука крепко держит, прикрывает плащом от последних вспышек военной грозы ребенка, девочку – маленький комочек Жизни. А другие солдаты? Они скорбят по погибшим, полны гнева к врагу и как бы советуются: прав ли воин, опустивший меч? Прав, ибо это истинное состояние Человека – охранять Жизнь.

Как и любому большому художнику, Вучетичу было присуще умение сообщать своим героям неоднозначное состояние. Да, беспощадность и милосердие. Да, скорбь по погибшим. И еще удивительное состояние передал скульптор: солдаты, отлитые из бронзы, тоскуют по далекой родной земле. Когда в Берлине неожиданный мороз, когда Трептов-парк засыпан снегом, фигуры их выступают из снежной белизны черно и печально. Одиночество их потрясает.

А еще были памятники генералу Ефремову и генералу Ватутину, скульптура «Перекуем мечи на орала», установленная перед зданием ООН в Нью-Йорке, памятник Дзержинскому в Москве. И наконец – мемориальный ансамбль в Волгограде, открытый осенью 1967 г.

15 декабря 2008 года исполнилось 100 лет со дня рождения народного художника СССР, скульптора Евгения Викторовича Вучетича. Память народная ничего и никого не забывает. Будет помнить она и яркого человека, замечательного художника – «каменотеса» нашего времени. Его работы тоже стали частицей Памяти Народной.


Макет памятника Воину-освободителю в Серпухове возле Больницы им. Семашко (2006)


Перекуем мечи на орала


Фрагмент мемориала. Волгоград

Автор: Kapинa Бaxтaдзe
Просмотров страницы: 320


Теги: волгоград, скульптор, памятники, победа, память, война,



Подпишитесь на анонсы статей






<< Предыдущая статья | В начало | Вверх | Следующая статья >>








Лента новостей
23:54   Российский военный сбил украинский дрон мешком картошки

23:51   МИД Польши раскритиковал Дуду за заявление о ядерном оружии

23:47   Пожар и взрыв произошли на центральном рынке российского города

23:43   МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США

23:39   Небензя оценил расследование ФРГ теракта на «Северных потоках»

23:35   Землетрясение произошло у берегов Тайваня

23:31   «Около часа меня держали». Аэропорт Кишинева эвакуировали из-за прибывшей из России главы Гагаузии. Чего от нее хотели?

23:29   Пентагон назвал преимущество ВПК России над оборонной промышленностью Запада

23:24   Насмехавшейся над сыном участника СВО педиатру ужесточили меру пресечения

23:23   Ведущие пловцы мира задумались об иске к WADA из-за допинга у китайцев

Все новости

Гороскоп на сегодня

Зодиакальный гороскоп на сегодня 27.04.2024



Тематические фотоподборки

И в горе и в радости

Модель становится прозрачной и сливается с пейзажем

Компакт-кар. Немцы устроили фотосессию игрушечному Opel Adam
| Другие фотоподборки |







| Блог портала | Администратор | Подписка на рассылки | Карта портала | Вверх страницы |