DVOREC.RU
Портал досуга и развлечений

dvorec.ru »





     ПАРАД СТАТЕЙ
     Между нами, девочками
     Мужской разговор
     Любовь и отношения
     Психология
     Секс-новости
     Здоровый образ жизни
     Спортзал
     Дом и семья, дети
     Говорят, что...
     Школа жизни, советы
     Бизнес, карьера, деньги
     Виртуал, Hi-Tech
     Каламбур, ералаш
     Вокруг света
     Братья наши меньшие
     Непознанное
     Авто мир
     ПОЗНАЙ СЕБЯ
     Гороскоп на сегодня
     Знаки Зодиака
     Китайский гороскоп
     Книга Перемен
     Тайна имени
     Толкователь снов
     Книга чисел
     Тесты
     Фэн-Шуй
     Астрология
     Хиромантия
     Другие гороскопы
     КУЛЬТУРА и ИСКУССТВО
     Культура, искусство, истор.
     Видео, кино
     Искусство татуировки
     Неоднозначная реклама
     Объемные рисунки
     Занятные статуи мира
     Другие фотогалереи
     Фотоподборки
     ДОМОВОДСТВО
     Приятного аппетита
     Хозяйке на заметку
     Обустройство, ремонт, уют
     6 соток, дача, сад
     Растения
     Наши домашние животные
     СМЕХ ДА И ТОЛЬКО
     Анекдоты
     Афоризмы
     Веселые четверостишья
     SMS-сообщения
     Истории
     Стихи
     Фото приколы, курьезы
     А знаете ли вы, что...
     Юморительное чтиво
     ДАВАЙ УСТРОИМ ПРАЗДНИК
     Открытки
     Поздравления
     Пожелания
     Тосты
     Розыгрыши
     Фокусы


Психология

<< Предыдущая статья | В начало | Следующая статья >>



Каллиграфотерапия (Практическая психология)


Каллиграфотерапия  (Практическая психология) Термин «каллиграфотерапия» создан на основе известных слов: «каллиграфия» (от греч. κάλλος — красота, γράφω — писать) и «терапия» (от греч. θεραπεία —забота, лечение). Каллиграфотерапия, или каллиграфическая арт-терапия, — это вид арттерапии, основанный на использовании каллиграфических жанров и приемов в психотерапевтических целях.

Красивое письмо во все времен служило источником положительных эстетических эмоций, писцы и каллиграфы всегда занимали особые (весьма значимые) места в социальной иерархии. В настоящее время, когда рукописный текст практически полностью вытеснился электронным, возможно, впервые ярко акцентировался нетривиальный потенциал письма. Письмо уже не воспринимается всерьез с прагматической точки зрения (как средство для передачи и хранения информации), но как эстетическая ценность, как «артобъект», письмо (имеется ввиду не содержание, а форма) вполне может составить конкуренцию другим изобразительным средствам.

Сегодня каллиграфии в России переживает «второе рождение» (на самом деле оно уже далеко не второе). Уже два года в Москве успешно развивается проект «Международная выставка каллиграфии», появились клубы (например, «Школа каллиграфии» в Перми), наконец, в декабре 2008 г. открылся Современный музей каллиграфии в Москве.

Наступило, наконец, время обратить внимание на терапевтические ресурсы рукописного текста. Речь идет не только о терапии ведением дневника и записных книжек, терапии домашней перепиской с врачом (М.Е. Бурно) или других видах письменной вербализации, но — прежде всего — об использовании внешне-эстетического потенциала письма. Арттерапевтический подход к письму включает в себя не только и не столько работу с содержанием текста, сколько — с его формой.

Каллиграфотерапия — не является открытием нового времени, это попытка актуализировать, а иногда возродить заново, каллиграфические жанры и приемы с целью их психотерапевтического использования. В восточных культурах (таких как китайская, японская, арабская) каллиграфия никогда не сдавала своих позиций и до сих пор занимает достойное место, в том числе как метод психотерапевтической саморегуляции (см. например, статью Г. Као «Шуфа: Китайское каллиграфическое письмо для физической и поведенческой терапии» на сайте www.calligraphy.mvk.ru). Однако я уверен, что западноевропейские и русские каллиграфические традиции также успешно могут быть задействованы в психотерапевтическом процессе, причем во всех формах психотерапии: индивидуальной, групповой и семейной.

Ниже приведены некоторые примеры использования каллиграфических жанров в виде арт-терапевтических техник.

Инициал (от лат. initialis — «начальный») в западной каллиграфии — это особым образом оформленная первая буква слова, предложения, главы или другой части книги; в славянской каллиграфии для этого есть другое название — буквица. Существуют самые разнообразные традиции и стили написания прописных (заглавных) букв, только в русской традиции их можно насчитать не менее десятка (см., например, работу В.Н. Щепкина «Русская палеография»), а если к этому еще добавить западноевропейскую традицию «иллюминирования» инициалов, то мы получаем широкий выбор многообразных выразительных приемов оформления заглавных букв. (Практическим подспорьем в этой технике может служить недавно вышедшая прекрасная книга Маргарет Морган «Буквицы. Декоративная каллиграфия».) На основании заглавных букв могут создаваться и свои собственные (личностно значимые) инициальные алфавиты, которые предназначены, конечно, не для написании больших по объему текстов, а для оформления отдельных слов, например, своего имени, или небольших фраз, например, своего девиза или жизненного принципа. Такие «иллюминированные» слова или фразы являются материально-эстетическим выражением (творческой объективацией) переживаний и ценностей автора. Более того, созданные произведения, в свою очередь, сами начинают влиять на автора, представляя собой своеобразные материализованные психологические установки.

Монограмма (от греч. μόνος — один, γράμμα — линия, буква) в рукописной традиции — это знак, составленный из соединённых или переплетенных букв, например, начальных букв имени и фамилии (так называемый вензель). В психотерапии это может быть монограмма, построенная не только из начальных букв собственного имени, отчества и фамилии, но также монограмма семьи: первые буквы имен всех членов семьи собираются в единый знак, представляющий собой сбалансированное эстетическое целое, символизирующее гармонию и сплоченность. Такая монограмма может быть помещена в соответствующее обрамление, может стать частью семейного герба (это уже хорошо известная арт-терапевтическая техника).

Наконец, еще один богатый по своим терапевтическим возможностям каллиграфический жанр — это каллиграмма. Появление этого термина обязано известному французскому поэту Гийому Аполлинеру, который записывал некоторые свои стихотворения в виде графических образов, иллюстрирующих содержание текста. Например, строчки его стихов располагались в виде, дождя, женского портрета, фонтана, птицы и т.д. В форму каллиграммы могут облекаться отдельные слова, отдельные высказывания и более развернутые тексты. Сейчас нет возможности вдаваться в историю этого жанра, следует лишь заметить, что каллиграмма как эстетический прием встречается во всех каллиграфических традициях, восточных и западных, древних и современных.

В психотерапии каллиграмма может занять особое место, поскольку может быть использована в самых разнообразных формах: представим себе, например, страницу личного дневника, на которой текст размещен каким-либо прихотливым образом, а какой может быть каллиграмма своего имени, каллиграмма личностно-значимой фразы, любимого (или собственного) стихотворения и т.д. Построение каллиграммы — это увлекательный арттерапевтический процесс, в котором фрагменты текста, слова и буквы, рассматриваемые как «кирпичики» для графического образа, часто бывают непослушными, с ними приходится изрядно побороться (или договориться), чтобы подходящим образом «деформировать» их.

Примером интегративного использования разнообразных каллиграфических жанров в психотерапии может служить семейная рукописная книга. Это что-то вроде семейного журнала, архива или хроники, где хранится значимая для семьи информация (семейные предания, случаи из семейной жизни и пр.) в виде собрания рукописных текстов и рисунков членов семьи. Такая книга является местом, где каждый может в буквальном смысле оставить свой след в семейной истории. Уверен, что это — более «живая» альтернатива, а потому превосходящая по своему личностному значению привычным способам сохранения семейной информации в виде текстов и фотографий (на бумажных и электронных носителях), причем альтернатива нисколько не противоречащая последним, а прекрасно дополняющая уже известные варианты.

В заключении отмечу еще один несомненный эффект каллиграфотерапии — этнотерапевтический. Знакомство с отечественными и зарубежными каллиграфическими традициями способствует вовлечению человека в пространство мировой культуры; делает его более восприимчивым к эстетическим и экспрессивным формам, накопленным человечеством; дает ему способность понять и оценить иные культурные миры; позволяет стать непосредственным участником непрекращающегося процесса создания новых форм творческого самовыражения.

Просмотров страницы: 285



Подпишитесь на анонсы статей






<< Предыдущая статья | В начало | Вверх | Следующая статья >>








Лента новостей
16:05   «Загадочная» жидкость вытекла из туалета самолета и попала на видео

16:02   В МИД рассказали о планах России по Арктическому совету

16:00   В Санкт-Петербурге женщина спасла выпавшую из окна собаку

15:58   Части россиян пообещали зимнюю погоду на майских праздниках

15:57   В России появился углеродный калькулятор

15:57   Двух российских военных заподозрили в расправе над пятью людьми

15:56   Путин опроверг сообщения о пересмотре итогов приватизации

15:55   Российская первоклассница упала с незакрепленной сцены и получила переломы

15:54   Путин назвал цель налоговых изменений

15:54   Алиев допустил подачу газа в Армению

Все новости

Гороскоп на сегодня

Зодиакальный гороскоп на сегодня 25.04.2024



Тематические фотоподборки

В самой закрытой стране

Модель становится прозрачной и сливается с пейзажем

Компакт-кар. Немцы устроили фотосессию игрушечному Opel Adam
| Другие фотоподборки |







| Блог портала | Администратор | Подписка на рассылки | Карта портала | Вверх страницы |