DVOREC.RU
Портал досуга и развлечений

dvorec.ru »





     ПАРАД СТАТЕЙ
     Между нами, девочками
     Мужской разговор
     Любовь и отношения
     Психология
     Секс-новости
     Здоровый образ жизни
     Спортзал
     Дом и семья, дети
     Говорят, что...
     Школа жизни, советы
     Бизнес, карьера, деньги
     Виртуал, Hi-Tech
     Каламбур, ералаш
     Вокруг света
     Братья наши меньшие
     Непознанное
     Авто мир
     ПОЗНАЙ СЕБЯ
     Гороскоп на сегодня
     Знаки Зодиака
     Китайский гороскоп
     Книга Перемен
     Тайна имени
     Толкователь снов
     Книга чисел
     Тесты
     Фэн-Шуй
     Астрология
     Хиромантия
     Другие гороскопы
     КУЛЬТУРА и ИСКУССТВО
     Культура, искусство, истор.
     Видео, кино
     Искусство татуировки
     Неоднозначная реклама
     Объемные рисунки
     Занятные статуи мира
     Другие фотогалереи
     Фотоподборки
     ДОМОВОДСТВО
     Приятного аппетита
     Хозяйке на заметку
     Обустройство, ремонт, уют
     6 соток, дача, сад
     Растения
     Наши домашние животные
     СМЕХ ДА И ТОЛЬКО
     Анекдоты
     Афоризмы
     Веселые четверостишья
     SMS-сообщения
     Истории
     Стихи
     Фото приколы, курьезы
     А знаете ли вы, что...
     Юморительное чтиво
     ДАВАЙ УСТРОИМ ПРАЗДНИК
     Открытки
     Поздравления
     Пожелания
     Тосты
     Розыгрыши
     Фокусы


Школа жизни, советы, обучение

<< Предыдущая статья | В начало | Следующая статья >>



Как облегчить себе изучение математики? Советы преподавателя


Как облегчить себе изучение математики? Советы преподавателя

С математикой у меня сложились долгие отношения. Сначала я ее учила - в спецматклассе, на семинарах и кружках; бесконечное число часов с отцом-математиком. Потом - в институте. Позже оказалась "по другую сторону баррикад" и 5 лет читала лекции в техническом вузе. Потом работала (и работаю) в институте, защитила кандидатскую. Частно преподавала.

За этом время у меня накопилось несколько возмущенных "Почему".

- Почему никто не делает вроде бы простых, "незатратных" действий, улучшающих понимание материала?
- Почему не меняется система преподавания, хотя и ошибки известны, и способы улучшения тоже?

1. ПОЧЕМУ- это Самый Главный Вопрос, который преподавателю почти никто не задаёт.

Рассмотрим, например, тему "Неопределённый интеграл". Для неё, как и для прочих областей, имеются некие "готовые" методы. Интеграл пишется на доске, вычисления приводятся пошагово, а вы (кажется) вникаете в детали. Но, вникая, понимаете ли, ПОЧЕМУ к интегралу применяется именно этот прием? Уверены, что самостоятельно определите, когда и какой метод применить? А ведь ради этого вы пришли на лекцию... Детали вычислений можно освоить самим, понять не до конца, забыть (!). Главный Вопрос - ПОЧЕМУ. Почему делается именно так, в каких случаях можно применять этот метод, а в каких его применение является ошибкой.

2. Несколько уровней понимания.

Есть несколько уровней понимания. Первый - "контурное" понимание, умение решать задачи под руководством преподавателя. Следующий уровень достигается, когда человек самостоятельно, без подсказок может изложить тему. Проверить себя несложно. Послушайте, прочитайте или вспомните материал, который вы понимаете. Попробуйте записать его, не подсматривая в учебник. Наверняка вы столкнетесь с множеством мелких неочевидных проблем. Только найдя ответы на возникшие вопросы, вы сможете записать разумный, верный текст. Этот труд окупится, и ваше понимание материала перейдёт на новый уровень.

3. Ясность в голове.

В точной науке математике нужно понимать, что вы делаете в каждый момент времени. О, сколько у меня было конфликтов со студентами на эту тему! К примеру, у каждого объекта есть определение. Понимаете определение? Значит, можете привести примеры объектов, ему удовлетворяющих и не удовлетворяющих. Давайте конкретнее: что такое функция? Это отображение одного множества в другое (удовлетворяющее некоторым условиям). Отображение! Не график, не набор точек, не множество, не кривулька, как мне пытались отвечать на экзаменах. Можете привести пример функции? А отображения, которое не является функцией?

Про объекты формулируются аксиомы - утверждения, верные по определению. А вот можно ли доказать аксиому ("Доказано Zanussi")? Ещё про объекты доказываются теоремы или свойства. (Непересекаемость параллельных прямых в школьной геометрии - это теорема или аксиома?)

Ещё один камень преткновения - необходимые и достаточные условия (Наличие в треугольнике двух углов по 45 градусов - это необходимое или достаточное условие его прямоугольности? А что если в треугольнике имеется две таких соседних стороны, что сумма квадратов их длин равна квадрату длины третьей стороны; какое это условие прямоугольности треугольника?) Таких терминов немного, но их нужно понимать очень четко. Тогда освоение нового материала заметно облегчается.

4. Мне ничего не понятно.

Главному Вопросу "ПОЧЕМУ" многие предпочитают стон-выдох "непонятно". Я имею заметный стаж частного преподавания. Мои студенты нередко, прослушав новый материал, говорят: "Непонятно!" "Что непонятно?" "Ничего не понятно!" Это - леность ума.

Прежде чем спросить, подумайте, что именно вам непонятно. Научитесь показывать своё "непонятно" пальцем. Иначе можно повторять объяснение вновь и вновь, а "непонятный" момент будет ускользать. Но есть и обратная сторона медали: если долго изучать предмет, некоторые вещи становятся столь очевидны, что преподавателю не приходит в голову их пояснять! А студенту они неясны, и тут умение "ткнуть пальцем" бывает неоценимо.

5. И последнее - учитесь математически грамотно говорить!

Это неоценимо при усвоении материала, сдаче экзаменов и т.д. Если вашу речь записать, должен (в идеале) получаться математически правильный текст. Подумайте над следующими примерами (все эти фразы я слышала многократно):

- Таким образом, вектор равен числу...
- Что такое функция?
- Вот это (студент рисует график произвольной функции)
- Какую задачу решает алгоритм, который вы хотите мне рассказать?
- Он... производит изменения в пространстве!
- Почему из А следует B?
- Так написано в ваших лекциях!

Единственный способ научиться говорить о сложном, который я знаю - это тренироваться. Рассказывать вслух ваши решения и новый материал человеку, который может оценить математическую грамотность. Чаще выходить к доске. Стараться обсуждать вопросы с преподавателем грамотно, а не надеясь на то, что он поймет, о чем идет речь. Если все это невозможно, то хотя бы подробно писать объяснения к решениям и конспекты лекций.

Автор: Eлeнa Любeцкaя
Просмотров страницы: 288


Теги: обучение, математика, логическое мышление,



Подпишитесь на анонсы статей






<< Предыдущая статья | В начало | Вверх | Следующая статья >>








Лента новостей
04:39   Названа максимальная выплата женщинам в период беременности и после родов

04:33   В двух областях Украины объявлена воздушная тревога

04:33   Назван неожиданный источник поступления почти миллиарда евро в бюджет России

04:14   Группа «Коррозия металла» объявила о приостановке деятельности

04:10   Турецкий отель проверят из-за требования заплатить за «разницу в национальности»

03:59   В Северной Корее предрекли США поражение на Украине

03:45   Гидролог назвал сроки восстановления дамбы в Орске

03:37   Дачников предупредили о счетах за уничтожение борщевика

03:27   Стало известно о застрявших в московских аэропортах гражданах Таджикистана

03:16   Кличко рассказал о безуспешных попытках встретиться с Зеленским

Все новости

Гороскоп на сегодня

Зодиакальный гороскоп на сегодня 29.04.2024



Тематические фотоподборки

Балерины проказницы

Модель становится прозрачной и сливается с пейзажем

Компакт-кар. Немцы устроили фотосессию игрушечному Opel Adam
| Другие фотоподборки |







| Блог портала | Администратор | Подписка на рассылки | Карта портала | Вверх страницы |