Как собрать достоверную информацию о будущем работодателе?
Прежде чем отправиться на отдых в далекую незнакомую страну, например, Камбоджу, мы стараемся узнать о ней побольше. Таким образом мы снижаем риск испортить впечатления, заразиться болезнями или упустить новые возможности.
Поэтому затраты времени на поиски дополнительной информации о работодателе – это инвестиции времени, которые снижают риски:
• получать меньше, чем вам обещали (например, вы думали что зарплата будет «чистой», а работодатель посчитал – с налогами); • оказаться в некомфортной атмосфере, где сотрудников не уважают; • подвергаться штрафам; • перестать развиваться профессионально; и прочие корпоративные «ужасы».
Ниже – основные источники информации о компании: будущий руководитель, рекрутер/сотрудник отдела персонала. Будущий руководитель
Это наиболее ценный и достоверный источник информации. Ценный, потому что в других источниках значительно меньше информации. Достоверный – не потому, что ваш будущий руководитель – апостол и расскажет вам всю правду. А потому, что вы при умелом проведении интервью сможете узнать не только о том, что начальник сказал, но и о том, о чем он не хочет говорить.
Стратегия интервью – что спрашивать и в каком порядке – это вопрос ваших приоритетов. Например, я хочу работать под началом руководителя, который:
• обладает добрым и честным характером; • ориентирован на результат; • является профессионалом в своей области и постоянно развивается; • уважает сотрудников.
Поэтому мои личные вопросы к руководителю будут касаться этих тем. Однако вы можете спрашивать то, что интересует вас. Главное – запишите свои вопросы и покажите их авторитетным в карьере друзьям или посоветуйтесь с тренером по карьере.
Продолжу мой список. В работе мне важно:
• дружелюбная атмосфера; • рост выручки (мне важно чувствовать, что компания растет и я расту вместе с ней); • соблюдение Трудового кодекса (мне не нравятся мошенники почему-то); • инвестиции со стороны компании в мой профессиональный рост.
Формулируйте вопросы сначала в «открытой форме», т.е. ответ подразумевает свободный «поток сознания» (в отличие от ответов – да, нет). Открытые вопросы часто имеют преимущество – они позволяют собеседнику раскрыться. Однако, если ваш визави уходит от ответа или говорит размыто, переходите к конкретным вопросам.
Итак, несколько практических советов – что стоит спросить. Задайте эти вопросы, если для вас в работе важно чувствовать участие в принятии решений и определенная самостоятельность.
• Опишите пожалуйста ваш стиль руководства? Пауза. Слушаем. • Каким образом вы принимаете решения? • В какой мере вы вовлекаете своих сотрудников в принятие решений? Приведите свежий пример. • В какой мере ваши сотрудники имеют свободу в принятии решений в рамках своей компетенции? Готовы ли вы принять их мнение, даже если оно будет противоречить вашему? Приведите пример такой ситуации.
Нижеследующие вопросы помогут вам приоткрыть завесу над тем, как в организации решаются конфликты.
• Опишите, пожалуйста, пару последних конфликтов с сотрудниками – как вы их решали? Если он скажет, что конфликтов не бывает, то перед вами сидит лжец. Если расскажет о парочке примеров – послушайте, как могут решаться ваши конфликты, если вы устроитесь. Уточните подробности.
Однако мало кому удается на 100% использовать возможности для общения с руководителем. Почему? Потому что большинство соискателей, во-первых, не знает, как это делать, а во вторых, знать и уметь – это разные вещи.
Как вы думаете, какие у вас шансы (даже начитавшись статей) умело провести интервью с руководителем, который десятки раз в год проводит подобные беседы? Для того, чтобы ваше интервью с руководителем было наболее успешно, пройдите тренинг у карьерного консультанта.
Прочие вопросы, которые можно использовать в зависимости от ситуации.
• Какие управленческие качества вы считаете своей сильной стороной? Слабой? • Каким образом вы повышаете свою управленческую квалификацию? Какие учебные программы вы проходили за последний год?
Если руководитель не готов уделить 30 минут на подобные вопросы до вашего найма – это ненадежный человек и компания. Ибо разве это не разумно – найти несколько минут для того, с кем ты проработаешь годы?
Рекрутер/сотрудник отдела по управлению персоналом
В большинстве случаев первый, с кем вы знакомитесь в новой компании – это рекрутер. Вопросы к нему могут быть такие.
• Насколько велика в компании текучка кадров? Сколько человек работают? Сколько уволилось за последний год? Каковы мотивы увольнений? • Есть ли области, где компании не до конца следует Трудовому кодексу? Это могут быть: серые зарплаты, махинации с отпусками, незаконные увольнения... (читайте Трудовой кодекс и выбирайте, что вас интересует в первую очередь). • Какие меры наказания и поощрения персонала применяются в компании? Пауза. Обращайте внимание (или уточните дополнительно), применяются ли штрафы и пр. Попросите привести примеры двух-трех случаев, за что сотрудников наказывали и премировали?
Бывшие сотрудники компании
Главное при сборе и оценке информации о компании – это «широта взглядов». Т.е. охватить разные источники и разные (как положительные, так и отрицательные) мнения.
Схема продвинутых соискателей и агентов по трудоустройству такова.
Они находят резюме сотрудника интересующей их компании на одном из сайтов. Сочиняют легенду – типа они заинтересовались кандидатурой. И через минуту переходят к вопросам о вашем опыте в данной компании: за что отвечали, почему ушли + развивающие вопросы на основании того, что рассказал кандидат.
В чем продвинутость методики? В том, что для того, чтобы изложить легенду, не растеряться и узнать то, что ты хочешь, требуются навыки, которые нарабатываются только тренингом. Попробуйте!
Проблема для простого смертного (в отличие от агентов) – всего лишь пара популярных сайтов дает возможность бесплатно просмотреть контакты других соискателей (но это уже немало!): • http://www.rabota.ru/ • http://www.job.ru/cv/ Дальнейшие источники требуют навыков работы с Интернетом и, в частности, с поисковыми системами.
Блоги
Поищите упоминания названия компании в блогах: • в Google Blogsearch (http://blogsearch.google.com) • в Яндекс Блоги (http://blogs.yandex.ru)
Новости
Поищите статьи из официальных и СМИ через сервисы: • Google News (http://news.google.ru/news) • Новости Яндекса (http://news.yandex.ru/yandsearch)
Сайт компании
«Девушка, а как вас зовут?» Скорее всего, ответ на этот вопрос не даст мужчине никаких знаний о новой знакомой (если ее имя не Революция), однако это первое, что нужно знать, верно? То же самое и с сайтом компании.
Что важно понять в результате просмотра корпоративного сайта.
• Ключевые слова отрасли – это возможность разговаривать на одном языке. Можете приятно удивить собеседников знанием терминов (только делайте это уместно!) • Последние новости • Ситуация на рынке • Клиенты
Будет здорово, если вы сможете внятно ответить на эти вопросы после знакомства с корпоративным сайтом:
• Как компания делает деньги? (Ведь это – цель любой коммерции, верно?) • На каких рынках работает компания? И что происходит – рост, застой или упадок? Думаете, в кризис у всех падение? Подумайте о юристах и иммиграционных агентах... они счастливы кризису • Какая роль вашей должности, отдела в увеличении прибыли, повышении качества, сокращении затрат?
В заключение отмечу, что поиск работы – это тоже профессиональная работа, требующая специальных знаний и навыков, в частности: поиск, сбор и анализ информации и навык проведения интервью.
Автор: Юpий Bильнид Просмотров страницы: 289
|