Эмерсон когда-то сказал: «Занимаясь чем-либо изо дня в день, мы в один прекрасный момент ощущаем, что делаем это почти без усилий. Это происходит отнюдь не потому, что изменилась та задача, над которой мы работаем. Нет, изменилась наша способность выполнять такую работу». Наблюдательность не дается нам от природы. Мы сами развиваем в себе этот полезнейший навык (впрочем, наблюдательность приходит сама собой, когда мы очень заинтересованы или если у нас очень сильная мотивировка). На работе мы должны приучить себя концентрироваться на важных задачах и проявлять максимум наблюдательности. Любой из нас должен стараться всячески улучшать свою способность к наблюдениям. Лучше всего заниматься этим, имея какой-либо метод.
Вы можете тренировать наблюдательность на любом материале. В этой книге я предлагаю вам рассмотреть известный рисунок Эшера (рис. 3). Вы увидите, что любой человек может безо всякой подготовки осознать и запомнить довольно большое количество деталей и особенностей незнакомой картины — достаточно воспользоваться нехитрой техникой. Она заключается в естественном анализе вещей, идущем от эмоциональной характеристики к рациональной. Именно так человеческий мозг реагирует на любой возбудитель — будь то реальный предмет или абстрактная идея.
Наблюдательность начинается с любопытства. От пассивности мозг человека должен перейти в активное состояние: задавать вопросы и искать на них ответы. Я предлагаю вам посмотреть на картину Эшера и ответить на следующие вопросы.
- Нравится ли она мне? (Или другой вариант: кажется ли она мне интересной?)
- Почему я думаю именно так? Что заставляет меня испытывать такие чувства?
Помните, все ответы перед вами, на картинке. Вам нужно только провести небольшой анализ. Попытайтесь для начала все классифицировать: цвет, размеры, изображенные на ней объекты. Это, кстати, тоже помогает лучше запомнить информацию. Теперь оцените картину, выскажите свое мнение о ней (желательно сделать это подробно). Обратите внимание — этот процесс состоит из тех же самых шагов, что и «глубокое запоминание»: из выбора, концентрации и анализа.
Попробуйте применить эту технику к любому предмету, на котором собираетесь оттачивать наблюдательность (это может быть предмет одежды, деталь интерьера, документ, машина, механизм и т. д.). Вы можете сами найти любой подходящий для этого объект.
Но вернемся к картинке. Если бы меня попросили прокомментировать ее, я бы ответила следующим образом: «Начну с того, что картина мне очень нравится. Наверное, дело в настроении, которое она передает. Это одновременно и спокойная безмятежность, и напряженность, движение. По-моему, главную роль в этой двойственности играют предмет изображения и манера, в которой оно сделано. Мне очень нравится предмет: природа, вода, рыба, деревья, листья. Однако необычной картину делает точка зрения художника. Во-первых, необычная композиция: существование деревьев угадывается только по их отражению в стоячей воде пруда. Первая удивительная деталь заставляет вас пристальнее всматриваться в воду, по которой, словно лилии, плывут опавшие листья. В глубине пруда вы видите огромную рыбу, которая глядит на вас, пожалуй, с таким же удивлением, с каким и вы на нее. Как мне нравится это чувство удивления и необычности, которое так мастерски передает художник! Сам рисунок математически точен и систематичен: у нижнего края картины листья крупные, каждый можно рассматривать по отдельности. Вдалеке, у верхнего края картины их изображение уже более размыто и неясно, пока, наконец, не сливается с рябью на воде. Очень интересна перспектива изображения: глаз переходит с одного предмета на другой и тем самым путешествует «между мирами».
Мне очень нравится «математическая фантазия» Эше-ра. Местами в ней скрупулезно выписаны все детали, а местами изображение становится легким, светлым и ненавязчивым. Мне нравится скользить взглядом по опрокинутым стволам деревьев, нравится разглядывать отражения голых веток, которые окружают рыбу почти правильным кругом. Ее хвост, кстати, тоже изогнут дугой — значит, она плывет, находится в движении. Примечательна и световая гамма картины: белые листья на серой воде и черные силуэты деревьев. Рыба выполнена в более мягких тонах серого — чешуйчатая мантия, смешные усы, которые так подчеркивают удивленное выражение рыбьей морды. Чем больше я смотрю на картину, тем больше открываю для себя интересных деталей. Это изображение приятно с эстетической точки зрения и интересно — с интеллектуальной. Именно поэтому мне показалось, что это будет замечательный материал для тренировки внимания. А вам она понравилась?»
Придумайте свой собственный сценарий для описания любого предмета, который выберете. Пусть это будет нечто полезное и стоящее запоминания: любое приспособление, информация, технологическая операция. Дайте ей имя и попробуйте подробно проанализировать, наподобие того, как я анализировала картину Эшера.