DVOREC.RU
Портал досуга и развлечений

dvorec.ru »





     ПАРАД СТАТЕЙ
     Между нами, девочками
     Мужской разговор
     Любовь и отношения
     Психология
     Секс-новости
     Здоровый образ жизни
     Спортзал
     Дом и семья, дети
     Говорят, что...
     Школа жизни, советы
     Бизнес, карьера, деньги
     Виртуал, Hi-Tech
     Каламбур, ералаш
     Вокруг света
     Братья наши меньшие
     Непознанное
     Авто мир
     ПОЗНАЙ СЕБЯ
     Гороскоп на сегодня
     Знаки Зодиака
     Китайский гороскоп
     Книга Перемен
     Тайна имени
     Толкователь снов
     Книга чисел
     Тесты
     Фэн-Шуй
     Астрология
     Хиромантия
     Другие гороскопы
     КУЛЬТУРА и ИСКУССТВО
     Культура, искусство, истор.
     Видео, кино
     Искусство татуировки
     Неоднозначная реклама
     Объемные рисунки
     Занятные статуи мира
     Другие фотогалереи
     Фотоподборки
     ДОМОВОДСТВО
     Приятного аппетита
     Хозяйке на заметку
     Обустройство, ремонт, уют
     6 соток, дача, сад
     Растения
     Наши домашние животные
     СМЕХ ДА И ТОЛЬКО
     Анекдоты
     Афоризмы
     Веселые четверостишья
     SMS-сообщения
     Истории
     Стихи
     Фото приколы, курьезы
     А знаете ли вы, что...
     Юморительное чтиво
     ДАВАЙ УСТРОИМ ПРАЗДНИК
     Открытки
     Поздравления
     Пожелания
     Тосты
     Розыгрыши
     Фокусы


Культура, искусство, история

<< Предыдущая статья | В начало | Следующая статья >>



Музыка классицизма: какой она была? Наследие Моцарта


Музыка классицизма: какой она была? Наследие Моцарта

После детства, состоящего из сплошных европейских гастролей и службы у архиепископа, Моцарт переезжает в Вену. Он продолжает периодически выезжать в другие европейские города, но австрийская столица станет его постоянным домом.

Моцарт был женат. Какой была Констанца Моцарт – сказать трудно («из-за достойной сожаления привычки некоторых биографов представлять жен великих людей без обиняков либо ангелами, либо демонами» – Г. Аберт). Иногда при чтении некоторых биографий не покидает чувство неловкости. «Какое счастье для искусства, что мы мало знаем биографию Иоганна Себастьяна (Баха)... Достаточно и той бесцеремонности, с какой мы использовали немногие известные нам сведения…». (А. Эйнштейн. «Моцарт». Это другой А. Эйнштейн).

Можно соглашаться или не соглашаться с этим утверждением, но нельзя не признать, что иногда биографы (или называющие себя таковыми) перегибают палку. К счастью, к настоящим биографам – профессионалам в своем деле, понятие «бесцеремонность» не относится. Они бережно и аккуратно относятся к фактам и воздерживаются от личных суждений о частной жизни своих героев. Важно, что у Моцарта была семья, в которой любили друг друга, в которой рождались дети (двое выжило).

Моцарт – композитор универсальный. Он писал и инструментальную музыку, и вокальную, то есть во всех существующих в его время жанрах и формах. В дальнейшем такой универсализм станет редким явлением. Но Моцарт универсален не только поэтому: «Моцарт универсален. Его музыка вмещает в себя огромный мир: в ней есть небо и земля, природа и человек, комедия и трагедия, страсть во всех её формах и глубокое внутреннее спокойствие» (К. Барт). Достаточно вспомнить некоторые его произведения:

Оперы. Опера была общественно значимым искусством. К XVIII веку кроме придворных оперных театров уже существовали общедоступные оперные театры. Напомню, что существовало два вида опер: серьезная и комически-бытовая (сериа и буффа). А вот в Германии и Австрии был зингшпиль.

Какие темы и сюжеты интересовали австрийскую публику? В серьезной опере преобладали все еще мифологические сюжеты. Античные сюжеты многозначны и темы вечны. Любимая тема классицизма – столкновение долга и чувства. В зингшпиле – бытовой сюжет, часто тексты «грешили» грубоватым языком. Бывало, что комическая опера пародировала «серьезную» (и была одновременно острой сатирой на общество, как «Опера нищих» в Англии). И то, и другое было важным, и «высокое», и «низкое» пребывало в относительном равновесии. А главное – имело возможность развиваться.

Моцарт писал оперы-сериа, буффа и зингшпили. Причем можно говорить и о некотором взаимопроникновении разных жанров: в комедию проникает лирика, а то и настоящий трагизм.

«Бастьен и Бастьенна» – ранняя опера-зингшпиль (Моцарту было 12 лет!). Здесь еще все «обычно». Сюжет – любовные недоразумения между пастушкой и пастушком, которые пытается уладить местный ловкий колдун, произнося бессмыслицу по типу: «Диги-даги, шуры-муры». Здесь интересно то, что чуть раньше свою оперу на тот же сюжет написал философ Жан-Жак Руссо, чуть позже – М. Соколовский («Мельник – колдун, обманщик и сват») – русский композитор, о котором практически ничего не известно. Сюжет докочевал и до нашего времени.

А вот «Свадьба Фигаро» – буффа, но реалистичная и с элементами лирики. Фигаро, Сюзанне и Розине нужно наказать графа (но не очень сильно, к «всеобщему удовольствию»). Это ведь не значит, что невеста Фигаро и графиня не страдают. А опера «Дон Жуан» вообще определяется как «веселая драма» – это и комедия, и трагедия с очень сильными и сложными образами. «Волшебная флейта» – зингшпиль, но одновременно философская сказка о борьбе добра и зла. Так что слушатель никогда не может быть уверен – не обернется ли серьезное смешным, и наоборот. Но это было не прихотью автора, а отражением жизни. То же относится и к инструментальной музыке.

Симфонии, концерты, сонаты. Все знают 40-ю симфонию. Разве можно там определить главную тему 1-й части? Она одновременно и грустно-взволнованная, и окрыленная – слова подбираются с трудом. Не случайно очень много моцартовской музыки в кинематографе. Из известных фильмов (кроме «Эльвиры Мадиган») можно назвать картину – обладательницу многих наград (и Оскара) – «Из Африки» Сидни Поллака. В ней сквозной музыкой звучит моцартовский Концерт для кларнета с оркестром. Вообще-то, этот концерт звучит во многих фильмах.

Возможно, именно это «сочетание чувств» явилось причиной, по которой великий физик А. Эйнштейн исключительно высоко ценил и любил музыку Моцарта. «И в искусстве Эйнштейна привлекало отражение «музыки сфер»: не мистическая иллюзия одухотворенности природы, а рационалистическое постижение гармонии мира. В музыке Моцарта такое постижение окрашивает личные настроения, у других композиторов сильнее чувствуется другое: выявление личного окрашивает восприятие природы». (Кузнецов. «Эйнштейн и Моцарт»).

Будучи свободным художником, Моцарт часто был вынужден писать на заказ. Да, он писал на заказ. Но – «Моцарт никогда не писал «для вечности», и именно потому в большинстве случаев творит для нее». (А. Эйнштейн). Как сказано!

Моцарт оставил ряд духовных произведений. Церковная музыка не была главной составляющей его творчества. Наибольшей известностью пользуются Месса и Ave verum (П. Чайковский «включил» последнюю в свою сюиту «Моцартиана»). К сожалению, самой большой известностью «по факту существования» пользуется Реквием, который Моцарт даже не успел закончить. Часто говорят о более ранних «предчувствиях» Моцарта: «…склонны мы присочинять, примысливать к еще живому, находящемуся в расцвете здоровья и творческих сил Моцарту осведомленность о том, что он осенен рукой смерти, предчувствие окруженности смертью». (Г. Гессе. «Игра в бисер»).

Но в некоторых письмах Моцарта действительно чувствуются нотки фатализма: «...Оставим все таким, как оно есть и каким будет; что толку в ненужных размышлениях. Мы не знаем, что именно случится, но будет так – и это мы знаем – как хочет бог! Итак, веселее, Allegro...». Это письмо было написано задолго до 5 декабря 1791 года – дня смерти 35-летнего Моцарта.

Реквием. Был ли Черный человек в понимании самого Моцарта или Пушкина? Считается, что этот посланник в черном пришел от некоего графа, заказавшего заупокойную мессу. Да, самому Моцарту казалось, что он пишет Реквием для себя. Тайна смерти Моцарта остается тайной. Что это было: стремительная болезнь или убийство – продолжают спорить. Для меня куда загадочнее похороны. Впрочем, и здесь пытаются найти объяснение, что похороны «по третьему разряду» в то время были делом обычным. И все же, и все же…

Примем, что Сальери не убивал Моцарта. Но гениальная мысль Пушкина останется. Противостояние бывает. Рождаются гении, рождаются и те, кто не будет прощать гениям их гениальности. При жизни. Наверное, так и должно быть. И Моцарт, и Сальери стали символами. Не зря у Б. Окуджавы есть песня «Моцарт»:

Ах, ничего, что всегда, как известно,
наша судьба – то гульба, то пальба.
Не оставляйте стараний, маэстро,
не убирайте ладони со лба
.

Да, жизнь часто «то гульба, то пальба». И составная часть наследия Моцарта – умение выразить дарованную нам всем радость жизни, в самых разных обстоятельствах.

«Влияние Моцарта внеисторично. Каждое поколение видит в его творчестве нечто свое... и не будь этой музыки, каждое поколение было бы бесконечно беднее».(А. Эйнштейн). А нам пора переходить к мятежному гению Бетховена.

Просмотров страницы: 92


Теги: классицизм, музыка, Моцарт,



Подпишитесь на анонсы статей






<< Предыдущая статья | В начало | Вверх | Следующая статья >>








Лента новостей
08:15   Воздушную цель сбили на подлете к российскому городу

08:13   Стала известна судьба мотоцикла арестованного замминистра обороны Иванова

08:00   США сбили беспилотник хуситов в Красном море

07:56   В Казахстане задержали экс-главу МВД

07:51   Рогов прокомментировал возможное появление войск США на Украине

07:50   Российский боец UFC описал жизнь в США «у меня крыша едет»

07:48   В ЛНР заявили о неудачных попытках ВСУ вернуть свои позиции

07:35   В Белгороде объявили ракетную опасность

07:24   Рогов заявил о попытке ВСУ атаковать Крым ракетами ATACMS. Перед этим сообщалось о серии громких взрывов в небе

07:17   В США заявили о приближении ВСУ к коллапсу

Все новости

Гороскоп на сегодня

Зодиакальный гороскоп на сегодня 30.04.2024



Тематические фотоподборки

Денежные купюры 90-х годов

Модель становится прозрачной и сливается с пейзажем

Компакт-кар. Немцы устроили фотосессию игрушечному Opel Adam
| Другие фотоподборки |







| Блог портала | Администратор | Подписка на рассылки | Карта портала | Вверх страницы |