| В избранное   | Стартовая  



  DVOREC.RU
   Портал досуга и развлечений

dvorec.ru »





     СМЕХ ДА И ТОЛЬКО
     Анекдоты
     Афоризмы
     Веселые четверостишья
     SMS-сообщения
     Истории
     Стихи
     Фото приколы, курьезы
     А знаете ли вы, что...
     Юморительное чтиво
     ДАВАЙ УСТРОИМ ПРАЗДНИК
     Открытки
     Поздравления
     Пожелания
     Тосты
     Розыгрыши
     Фокусы
     РАЗВЛЕКАЕМСЯ
     Flash-игры
     Видеоролики
     Кроссворды
     ПАРАД СТАТЕЙ
     Новые статьи
     Между нами, девочками
     Мужской разговор
     Любовь и отношения
     Психология
     Секс-новости
     Здоровый образ жизни
     Спортзал
     Дом и семья, дети
     Говорят, что...
     Школа жизни, советы
     Бизнес, карьера, деньги
     Виртуал, Hi-Tech
     Каламбур, ералаш
     Вокруг света
     Братья наши меньшие
     Непознанное
     Авто мир
     ПОЗНАЙ СЕБЯ
     Гороскоп на сегодня
     Знаки Зодиака
     Китайский гороскоп
     Книга Перемен
     Тайна имени
     Толкователь снов
     Книга чисел
     Тесты
     Фэн-Шуй
     Астрология
     Хиромантия
     Другие гороскопы
     КУЛЬТУРА и ИСКУССТВО
     Культура, искусство, истор.
     Видео, кино
     Искусство татуировки
     Неоднозначная реклама
     Объемные рисунки
     Занятные статуи мира
     Другие фотогалереи
     Фотоподборки
     ДОМОВОДСТВО
     Приятного аппетита
     Хозяйке на заметку
     Обустройство, ремонт, уют
     6 соток, дача, сад
     Растения
     Наши домашние животные
     ВЕЩАНИЕ ON-LINE
     Телевидение
     Радио
     Web-камеры
     ДРУГОЕ / РАЗНОЕ
     WEB МАСТЕРУ


Вокруг света

<< Предыдущая статья | В начало | Следующая статья >>

Отправить ссылку другу/подруге  

Ваш отзыв о статье  



Горы Воронежской области - какие они?


Горы Воронежской области - какие они?

Горы Воронежской области - какие они? Начало.

Следующая длительная остановка – большой пещерный комплекс, расположенный между деревнями Переезжее и Колыбелка, что находятся в Лискинском районе.

Выехав из Лисок и перебравшись через Дон, до пещер можно проехать и по грунтовке – через Залужное, далее – Никольское, Щучье, Переезжее. Но такой путь возможен, если вы передвигаетесь на внедорожнике. Ведь по пути будут не только грязь, но и ямы, где машина с низким дорожным просветом окажется бессильной.

Если острые ощущения – не для вас, есть смысл по более длинной, но асфальтовой дороге доехать до Щучьего, а уж затем по местному просёлку добраться до пещер. Кстати, грунтовка от Щучьего до Колыбелки настолько плотная, что не размокает в дожди. Проверено лично. Поэтому деревенские гоняют тут беспрепятственно, на иных участках – до 70 километров в час!

Чтобы отыскать подземелья, придётся потрудиться. Расположены они внутри одиночной горы, на которой нынче размещён сваренный из труб православный крест. Это практически середина участка между Переезжим и Колыбелкой. Можно попасть в пещеры и снизу – туда ведёт тропинка, правда, не очень заметная.

Щучинские пещеры – вторые по величине после Белогорских, о которых будет рассказано далее. Общая протяжённость здешних подземелий – не менее пятисот метров, и расположены они на трёх уровнях. Но удивляет не только это. Где ещё можно пощупать старую кирпичную кладку, поддерживающую один из меловых сводов? Где ещё под землёй расположен трёхметровый деревянный крест в одной из расщелин? Где ещё сохранились массивные меловые столбы, поддерживающие своды подземного храма? Где вы можете спуститься на нижний этаж и увидеть чистые стены и потолок, без обязательных идиотских надписей и мусора? А в самом низу в стенах остались гвозди с висящими на них лампадками 50-х годов ХХ столетия! Как раз в это время и разрушали пещеры, о чём будет рассказано далее.

История щучинских пещер ведёт свой отсчёт с 1795 года. С этого момента в здешних глухих местах, которые, к слову сказать, и сейчас не очень-то обжиты, стали прятаться от помещиков беглые крестьяне. Не хотелось простому народу на местных самодуров горбатиться. Беглецы стали вырубать пещеры, дабы найти их и пристроить к какому-нибудь господину стало ещё сложнее.

После отмены крепостного права скрываться стало уже не с руки. Теперь местные жители, естественно, прекрасно осведомлённые о подземельях, приспособили их для своих духовных нужд. Зачем, если в соседней Колыбелке располагался православный храм? Сложно сказать. Наверное, хотелось иметь под боком что-то вроде второго Дивногорья или Белогорья.

После революции место пришло в запустение. Однако у большевиков руки до полного разорения пещер так и не дошли. Они в это время обычные церкви взрывали. Так поступили и с храмом в Колыбелке.

Во время войны здесь шли ожесточённые бои на так называемом Щучинском плацдарме. Следы этих сражений можно до сих пор встретить в окрестностях в виде осколков, гильз, колючей проволоки и полусгнивших военных ящиков. Но вот ведь как получилось – пещеры в ходе боевых действий ничуть не пострадали! Чего не скажешь о каменоломнях в Титчихе, о чём сообщалось ранее.

После войны местные жители стали тайно посещать пещеры для молитв. Православный храм в Колыбелке к тому времени не функционировал. Прознав про это, районные (лискинские) власти испросили разрешения взорвать пещеры. Положительный ответ из Воронежа пришёл незамедлительно, буквально через день.

Однако по промыслу Божьему эта акция прошла из рук вон плохо. То есть в результате взрыва ходы завалило, и случились некоторые внутренние разрушения, но, на мой взгляд (мне довелось посетить два десятка пещер), – малозначительные. К тому же, худа без добра не бывает. В результате действия властей доступ людей в пещеры прекратился почти на двадцать лет. Это, как вы понимаете, способствовало сохранению уникального подземного комплекса.

В 1976 году в пещеры проникли исследователи из Куйбышева (сейчас Самара). По этому поводу они оставили надпись на стене. Однако здешняя местность такова, что вплоть до 2010 года входы регулярно засыпало меловой крошкой после таяния снега. И лишь три года назад один из входов удалось значительно расчистить и укрепить, и теперь попадать внутрь стало значительно безопаснее.

В общем, про местные пещеры можно ещё говорить и говорить. А также про близлежащие холмы, овраги, обрывы и лес. Но лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать…


Теперь нам необходимо попасть в Костомарово – небольшое село на берегу Дона, километрах в двадцати от Колыбелки. Здесь среди высоких меловых холмов расположен Спасский пещерный женский скит с подземной церковью во имя преподобного Серафима Саровского.

От Лисок лучше всего добираться сюда по дороге с твёрдым покрытием – через Залужное, Пухово, Каменку, Сончино, Юдино.

Говорят, своим названием Костомарово обязано некоему разбойнику Костомару, наводившему ужас на местных жителей в стародавние времена. Скорее всего, это красивая легенда.

А вот скит и пещеры – не легенда. Увидеть их может любой желающий. Тем более что дорога нынче до самого скита ведёт асфальтовая, и практически каждый день паломники и просто туристы посещают это удивительное место. Хотя, например, из Воронежа сюда – не менее 130 километров в один конец.

К сожалению, скит сильно разорялся дважды. Первый раз – во время революции, второй раз – во времена правления Хрущёва, в период усиления борьбы с религиозными предрассудками и мракобесием. Поэтому документов по истории пещер сохранилось крайне мало. Известно только, что подземелья возникли в первой половине ХIХ столетия, а вот уникальная 12-столпная церковь в мелу стала создаваться ещё в ХIII веке. Так сказано в некоторых источниках.

В 1903 году подземный храм был освящён в честь преподобного Серафима Саровского. В этом году состоялось прославление мощей великого подвижника земли русской, поэтому много церквей и монастырей пожелали носить имя благодатного старца.

Возрождение обители началось в начале 90-х годов ХХ столетия. За неполные двадцать лет удалось многое сделать – восстановить часть пещерного комплекса, выстроить двухэтажные корпуса общежитий для сестёр, проложить асфальтовую дорогу до скита, соорудить небольшой храм непосредственно при обители, а также часовенку на горе.

В Костомарово, помимо подземелий, вы сможете побродить по живописным меловым холмам. В этом месте они расположены не совсем обычно – от берега Дона горы почти перпендикулярно отходят вглубь степи, уходя от реки на несколько километров.

Если среди верующих вам удастся увидеть стареньких бабушек из Костомарово, попробуйте узнать от них о местном юродивом – Петре, или Петруше, как называют его некоторые. Говорят, иногда он обитал в здешних пещерах уже после революции. А ещё обладал даром предвидения – мог сказать, будет урожай хорошим или нет, выживет ребёнок или, к сожалению, скоро отойдёт к Господу.

Километрах в десяти от Костомарово, также на берегу Дона, есть весьма примечательный объект, обязательный для посещения. Речь идёт о водяной мельнице на ручье, проистекающем из мелового холма. К мельнице ведёт вполне проезжая дорога – на легковом автомобиле в относительно сухую погоду сюда удается добраться без проблем.

При поверхностном осмотре кажется, что мельница находится во вполне рабочем состоянии. По словам местных жителей, она исправно функционировала здесь вплоть до конца 80-х годов ХХ века. Это подтверждается и сведениями, которые удалось почерпнуть в областном краеведческом отделе.

Но молоть здесь мы ничего не будем. Да и, наверное, не сможем. А набрать прохладной ключевой воды – всегда пожалуйста. Отсюда, от мельницы и ручья, можно пешком добраться до Дона. Для этого следует по тропинке пройти метров триста, не более. Река в этом месте значительно шире, чем в Воронеже. Это понятно, ведь она уже приняла в себя Хворостань, Девицу, Потудань,Тихую Сосну, Икорец и ещё с десяток речек поменьше.

Нам предстоит двигаться далее. Огромный пещерный комплекс Белогорского Воскресенского мужского монастыря приоткроет нам свои тайны совсем скоро…


Из Колодежного выдвигаемся в Белогорье, большое старинное село Подгоренского района Воронежской области. По прямой туда недалеко, но лучше всё-таки перемещаться по асфальтовой дороге через Подгоренский.

Бывший районный центр Белогорье известен по двум причинам. Во-первых, в 1817–1819 годах тут проходил службу будущий декабрист Раевский. По этому поводу на старом доме в центре поселения имеется мемориальная табличка.

Во-вторых, в трёх километрах от села, близ хутора Кирпичи, расположен огромный пещерный комплекс Белогорского Воскресенского мужского монастыря. Добраться туда можно на машине, а можно пройти этот живописный участок пути и пешком.

Основание пещер связывают с местной жительницей – Марией Шерстюковой. Она родилась в 1745 году и жила в Белогорье, была замужем, но, как сообщается в архивных данных, женщиной была далеко не идеальной в плане супружеской верности. Видимо, осознание этого факта помогало Марии не терять надежду на исправление своего сложного характера. Сообщается, что Шерстюкова несколько раз ходила пешком на богомолье в Киев, и, конечно же, посещала подземелья Киево-Печерской лавры.

Известно, что старец, к которому обращалась в Киеве за советами женщина, был осведомлён о живописных окрестностях Белогорья. Он-то и присоветовал Марии взять на себя подвиг пещерокопательства. Вернувшись в село, Шерстюкова незамедлительно последовала совету старца, нагружая себя работой и прерываясь лишь для скудной трапезы, чтения молитв и короткого сна. Было это в 1795 году.

За два последующих года женщина, использовавшая самые примитивные инструменты, смогла сделать ход длиной 17 метров. Постепенно к ней стали присоединяться последователи, видевшие искренность и простоту работавшей до этого в полном одиночестве женщины.

Пещеры росли. Однако вскоре церковному начальству поступил донос, что к сооружению подземелий причастны сектанты. Устроенное по этому поводу дознание сняло с Марии все абсурдные обвинения и способствовало усилению внимания как к местным пещерам, так и к пещерокопательству в целом. Подтверждает это тот факт, что в 1817 году к предполагаемому приезду Александра I в Белогорье за два дня (!) вырубили в мелу комнату для встречи государя. То есть он уже имел представление о существовании подземелий. Александр I, правда, смог посетить лишь уездный город Павловск и проследовал далее, но комната государя сохранилась.

Мария, скончавшись в возрасте семидесяти лет, была погребена в пещерах. Следует заметить, что в первой половине ХIХ столетия силами местного духовенства и верующих в пещерах была освящена церковь во имя Александра Невского. Собственно, она сохранилась доныне – в виде большого зала с колоннами, но, к сожалению, без пышного убранства.

Возникновение Белогорского Воскресенского монастыря датируется, по некоторым данным, 1866 годом. Следует заметить, что в пещерах проживать было сложно по вполне понятным причинам. Тем не менее, ходы расширялись. А вот хозяйственная и благотворительная деятельность задачам верующих не противоречила, что, собственно, и привело к организации обители, если угодно, её легализации.

До революции, то есть за пятьдесят с небольшим лет, в монастыре было проделано немало. Удалось выстроить надземную церковь, дом настоятеля, мастерские, школу для детей, конюшни, складские помещения, мельницу. На Дону, прямо под монастырём, существовала пристань. Все эти сооружения видны на старых снимках и рисунках, которые встречаются в архивах.

К сожалению, все монастырские строения были разрушены либо разобраны после революции. Дата, нацарапанная в пещерах – «1928 г.» – по мнению ряда исследователей, относится к кончине последнего белогорского монаха, который после разорения обители скрывался тайно то в Кирпичах, то в Белогорье.

Тем не менее, сами подземелья уцелели. Уцелел огромный колодец, который копали с помощью лошадей и гигантских воротов два (!) года. Его глубина даже сейчас составляет не менее тридцати метров, а диаметр сооружения таков, что однажды в него совершенно беспрепятственно провалилась корова. По этой причине колодец прикрыли массивным листом железа.

Уцелело и большинство подземных галерей. Одна из них, наиболее длинная, по словам местных жителей, вела прямо к пристани. Так это или нет, установить сложно. Но общая протяжённость этого хода впечатляет, и ведёт он действительно куда-то вниз, к реке.

В данный момент обитель активно возрождается. Сейчас уже не полазишь по всем меловым закоулкам, как это бывало ранее, но это только к лучшему. Слишком много мусора было в пещерах ещё лет пятнадцать назад.

Неподалёку от монастыря, на окраине соседнего с Кирпичами села Басовка, хорошо сохранилась ещё одна пещера. Скорее всего, в ней добывали мел либо что-то хранили, потому что при внимательном осмотре к культовым сооружениям её никак не отнесёшь.

Если пещера в Басовке вас не вдохновила, посетите местный православный храм у старого кладбища. Он пережил две войны и одну революцию, с немым укором демонстрируя редким туристам полузатёртые росписи со следами многочисленных пулевых попаданий.

Продолжение следует….

Фотоподборка

Автор: Maкcим Mищeнкo
Просмотров страницы: 50







<< Предыдущая статья | В начало | Вверх | Следующая статья >>






Лента новостей
12:29   Названа причина новой остановки поставок по «Дружбе»

12:27   Киев назвал возможные сроки встречи в «нормандском формате»

12:26   Россияне бросились зарабатывать на Западе

12:16   Раскрыта главная опасность для здоровья человечества

12:11   Россияне стали реже регистрировать браки

12:06   Российских врачей пригрозили «поставить раком» за жалобы на низкую зарплату

12:04   Лукашенко рассказал о новых угрозах безопасности Белоруссии

12:00   Названо число грустящих после отпуска россиян

11:56   40 подмосковных врачей получили сертификаты по соципотеке

11:50   Пережившая унизительное свидание девушка нашла способ извлечь из него выгоду

Все новости




Гороскоп на сегодня

Зодиакальный гороскоп на сегодня 23.09.2019


Тематические фотоподборки

Свадебный переполох

Модель становится прозрачной и сливается с пейзажем

Компакт-кар. Немцы устроили фотосессию игрушечному Opel Adam
| Другие фотоподборки |







| Блог портала | Администратор | Подписка на рассылки | Карта портала | Вверх страницы |
7423413245623413